Музейно-этнографическая экспозиция "Бацькава гняздо"

История создания музейно-этнографической экспозиции

         Впервые музейно-этнографическая экспозиция «Бацькава гняздо» продемонстрировала свои экспонаты 12 сентября 2004 года в День города. И с того времени стала центром особого внимания учащихся многочисленных кружков Центра творчества детей и молодежи, школ района и всех тех, кто интересуется “адраджэннем нацыянальных традыцый, народнай спадчаны, гісторыяй Беларусі”.

         Мысль о том, что нужно создать музей культуры и быта белорусской семьи пришла сразу и внезапно, когда нынешний руководитель музея Пыско Любовь Геннадьевна отдыхала на берегу реки Морач и увидела огромный костер из старинной деревянной утвари конца XIX - начала XX века. Деревенские дети жгли так называемые «деревяшки». А «деревяшки» - это предметы быта почти нигде не сохранившиеся в единичном экземпляре. Старики «уходят», их дети продают дома приезжим «чужакам», а утварь уничтожается за ненадобностью и невостребованностью. Идеей собрать и сохранить предметы быта прониклись все члены семьи Пыско Л.Г. – муж, дочь и сын. Поддержали своего педагога и учащихся кружков «Этикет» и «Косметология», где Любовь Геннадьевна преподает.

         Местом, где впервые зародилась идея о музее, была деревня Семежево Копыльского района Минской области. Центр сельсовета и сельской коллективно-долевого хозяйства, 147 км от г. Минска, 32 км от г. Копыля, 1297 жителей, 629 дворов.

         В деревне Семежево имеется школа, Дом культуры, библиотека, больница, отделение связи, братская могила советских воинов и партизан.

         Деревня Семежево - родина супруга Любови Геннадьевны Пыско Ивана Ивановича, где до 2006 года проживали его родители. Навещая родителей, всякий раз Любовь Геннадьевна и члены ее семьи методично обходили дом за домом по Тимковичской улице и интересовались у сельчан не осталось ли что-нибудь из стариной утвари. Первое время старожилы встречали их настороженно, но, узнав, что все собирается не для собственной выгоды, а для музея, открыли свои «скрынi», «шафы», «клеці», «дахі». Пожилые женщины с гордостью демонстрировали собственноручно в молодости вытканные и сшитые «ручнікі», “стольнікі”, “дываны”, “паясы”, “сурвэткі”, “андаракі”, “чапцы”, “нагавіцы”, “буркі” и т.д.

Мужчины приглашали в мастерские, где хранилась деревянная утварь и инструменты: «кашы», «хамуты», «сярпы», «ступы», «жорны», «кросны», «маслабойкі», «красніцы», «барылкі», «сеўнікі», «грэбні-часалкі», «церніцы», «начоўкі», «рэзгіны» и т.д.

На «даху» были найдены «мяшкі з кудзелей», различной формы лубяные и соломенные короба, «дзежы», бутылки оплетенные лубом и многие другие предметы.

Коренные семежовцы ничего не уничтожают, а все складывают и при этом говорят: «Хай ляжыць, калі-небудзь прыгадзіцца». Вот и пригодилось.

         Когда жители деревни отдавили вещи для музея, приговаривали: “Хай глядзяць дзеці, як мы жылі і як мы працавалі”. Семежовцы народ особый, прижимистый – это у них в крови. Поэтому Любовь Геннадьевна им особенно признательна и благодарна за помощь.

         За период 2003 – 2006 г.г. в музейно-этнографической экспозиции “Бацькава гняздо” собранно более 490 экземпляров.

         В небольшом уютном помещении – вся крестьянская Беларусь, нетронутая временем, сошедшая к нам со страниц книг белорусских классиков Янки Купалы и Якуба Коласа.

         Музейно-этнографическая экспозиция “Бацькава гняздо” оформлена в виде белорусской хаты.

         Уголок хозяйки – с макетом печи, вилками, кочергой, ухватом, чугунками и половниками. Выстроились в ряд маслобойки, прадедушка современных утюгов – прас, дежа для замешивания хлеба, жернова.

         Привлекает взгляд хозяйская кровать с самоткаными покрывалами и вышитыми накидками, высоковзбитыми перьевыми подушками, детская люлька и ходунки.

         В красном углу хаты – икона, которая оберегала хозяев от бед и напастей.

         Полы в хате устланы дорожками, сотканными на кроснах, стоящих вдоль стены.

         В центре хаты стол с деревенскими скамейками и нехитрой крестьянской пищей – черным хлебом, бобами, грибами, кукурузой.

         Представлена в экспозиции традиционная одежда копыльско-клецкого строя: кожух и лапти, женское платье, мужской костюм, головные уборы.

         А еще есть дореволюционные российские деньги, посуда, старинные фотографии Х1Х – начало ХХ столетия. На столе лежит молитвослов тех времен.

         Представлены в экспозиции приспособления и орудия труда в крестьянской семье: грабли, хомут, рыбачья сеть, соха, коса, габель, скоблик, мянташка …

         В музейно-этнографической экспозиции каждый второй экспонат представляет собой интерес как этнографический памятник. В столице найдется немного мест, где материальная культура белорусской деревни Х1Х – начало ХХ века была бы представлена так широко и многообразно.