В копилку педагога

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НАСИЛИЯ НАД ДЕТЬМИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Следует понимать, что по различным причинам (чувство боязни, стыда, отрицания вины и т.п.) сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью. Поэтому в ходе общения с ребенком, его родителями, сверстниками, соседями, педагогами (социальными психологами), лечащими врачами и т.п. необходимо обращать внимание на следующие сведения об особенностях внешности, физического состояния и поведения ребенка:

1)      физические признаки:

-        боль при сидении, ходьбе;

-        порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье, одежда;

-        гематомы, ссадины, кровотечение в области половых органов, анального отверстия;

-        жалобы на боль и зуд в области гениталий;

-        повреждение мягких тканей груди, ягодиц, ног, нижней части живота, бедер;

-        инородные тела во влагалище, анальном отверстии или мочеиспускательном канале;

-        недержание мочи;

-        наличие инфекций, передающихся половым путем;

-        беременность;

 

2)      изменения в выражении сексуальности:

-        кажущиеся странными и необычными или не соответствующие возрасту знания о сексе;

-        необычная или не соответствующая возрасту сексуальная активность (мастурбация, трение о тело взрослого);

-        повышенный интерес к играм, материалам сексуальной направленности;

-        склонность к сексуальным действиям с другими детьми;

-        имитация полового акта с характерными стонами и движениями;

-        соблазняющее, завлекающее поведение по отношению к сверстникам и взрослым;

 

3)      изменения в эмоциональном состоянии и общении:

-        трудности в коммуникациях со сверстниками (избегание общения, отсутствие друзей своего возраста, отказ от общения с прежними знакомыми);

-        внезапная, немотивированная замкнутость, подавленность, изоляция, уход в себя;

-        частая задумчивость, отстраненность;

-        постоянная депрессивность, грустное настроение;

-        нежелание принимать участие в подвижных играх;

-        непристойные выражения, не свойственные ребенку ранее;

-        чрезмерная склонность к скандалам и истерикам;

-        терроризирование младших детей и сверстников;

-        чрезмерная податливость, навязчивая зависимость;

-        возврат к инфантильному поведению, либо, наоборот, слишком «взрослое» поведение;

-        отчуждение от братьев и сестер, других родственников и членов семьи;

-        жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей);

-        амбивалентные чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста);

-        рассказы в третьем лице («я знаю одну девочку…»);

-        утрата туалетных навыков (чаще у малышей);

-        равнодушие к внешности, плохой самоуход либо, напротив, навязчивое, чрезмерное мытье (у подростков);

 

4) изменения личности и мотивации, социальные признаки:

-        прогулы занятий в учреждении образования;

-        внезапное изменение успеваемости (как негативное, так и положительное) или потеря интереса к любимым занятиям;

-        неожиданные, резкие перемены в отношении к конкретному человеку или месту («я ненавижу дядю Петю», «я не могу ездить в лифте», «я больше не пойду на футбол»);

-        принятие на себя родительской роли в семье (по приготовлению еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспитанию);

-        неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой;

-        отрицание, непринятие традиций и уклада своей семьи вплоть до ухода из дома (у подростков);

 

5) изменения самосознания:

-        снижение самооценки;

-        отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности;

-        саморазрушающее поведение (употребление алкоголя, наркотиков, проституция, частая подверженность травмам и несчастным случаям);

-        суицидальные разговоры и попытки;

 

6)      невротические и психосоматические симптомы:

-        обеспокоенность, боязнь при нахождении с определенным человеком (людьми);

-        сопротивление прикосновениям, поцелуям определенного человека (людей);

-        боязнь раздевания (например, отказ при занятиях физкультурой или медицинском осмотре);

-        головная боль, боли в области желудка и сердца;

-        навязчивые страхи;

-        расстройства сна (страх ложиться спать, бессонница, ночные кошмары).

 

В случае, если ребенок готов рассказать о совершенном (совершаемом) над ним насилии, рекомендуется придерживаться определенной модели поведения, минимизирующей угрозу его «замыкания в себе»:

-        избегание упреков, обвинений, пристыживаний;

-        серьезное отношение к услышанному;

-        спокойствие, выдержка;

-        успокаивания, подбадривания, поощрения;

-        сопереживание;

-        искренность, честность;

-        использование лексикона ребенка;

-        восприятие всех без исключения услышанных сведений;

-        незамедлительная и тщательная проверка предположений.

! Категорически не рекомендуется:

  • давать ребенку опрометчивые или заведомо невыполнимые обещания («это останется строго между нами», «мама не будет сердиться»);
  • советовать ребенку не обращать внимания не произошедшее.

 

При получении сотрудником ИДН возможности визуального обследования места проживания (пребывания) несовершеннолетнего необходимо обращать внимание на видимые признаки возможного совершения сексуального насилия над детьми, а именно:

  • свободно находящиеся в доступе эротические, порнографические материалы (печатные издания, оптические диски, статуэтки, фотографии, рисунки), предметы сексуального назначения (фаллоимитаторы, смазки, эротическое нижнее белье);
  • следы вещества возможного биологического происхождения (кровь, эякулянт) на мебели, иных объектах;
  • следы совершения сексуальных действий с игрушками, куклами (повреждения или посторонние предметы в местах условного расположения гениталий, имитация позиций полового акта);
  • порванная, запачканная или окровавленная детская одежда и белье;
  • литература, иные пособия по психологическому воздействию на детей, не соответствующая роду занятий и социальному статусу проживающих взрослых.

 

ОТДЕЛЬНЫЕ АЛГОРИТМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С СЕКСУАЛЬНЫМ НАСИЛИЕМ НАД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

 

Исходя из практики и анализа совершаемых преступлений, связанных с сексуальным насилием над несовершеннолетними, можно выделить несколько основных направлений, на которые необходимо направить превентивные меры, а именно:

  1. общая профилактика в подростковой среде в части соблюдения детьми мер безопасности в общественных местах, по месту жительства и в глобальной компьютерной сети Интернет (предупредительная работа с потенциальными потерпевшими);
  2. общая профилактика, особенно в средствах массовой информации и в трудовых коллективах, по разъяснению уголовной ответственности за совершение преступлений, связанных с сексуальным насилием над несовершеннолетними;
  3. индивидуальная профилактика в семьях, в которых дети находятся в социально опасном положении, с подростками, которые допускали факты бродяжничества;
  4. профилактическая работа в детских домах, детских домах семейного типа и замещающих семьях.

Рассмотрим эти направления профилактической работы более подробно:

 

  1. С целью соблюдения детьми мер личной безопасности в учреждениях образования проводятся занятия педагогами в рамках школьной программы по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».

Сотрудникам ИДН, участковым инспекторам милиции и криминальной милиции рекомендуется в своих выступлениях в учреждениях образования информировать учащихся (с учетом их возраста), а также их законных представителей (на родительских собраниях) о правилах безопасности в общественных местах, по месту жительства и в социальных сетях Интернета, чтобы несовершеннолетние не стали жертвами сексуального насилия, а также изготовления и распространения порнографии с их изображением.

Указанные правила рекомендуется размещать на создаваемых ИДН страницах в социальных сетях.

! Запрещается создавать излишний ажиотаж среди детей и их родителей, приводить недостоверные примеры о якобы имевших место преступлениях.

 

Родителей необходимо предупреждать, что, если они установили факт насилия над ребенком, то в случившемся ни в коем случае нельзя обвинять самих детей. Подросток может замкнуться и ничего больше не расскажет.

 

 

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ

Объясните родителям, как важно научить ребенка отличать уважение к взрослым от безусловного подчинения всем старшим. Дети имеют право и должны сказать «нет» любому, кто намеревается причинить им вред в любой форме.

Дети не должны стесняться громко звать на помощь, преступника это остановит. Призыв о помощи – это не свидетельство трусости, а необходимое средство защиты или даже спасения. Пусть смело зовут на помощь в случае чьих-либо домогательств.

Дети должны находиться на улице в кругу друзей, но только с теми, кого знают родители и не позже 23.00.

Родители всегда должны знать куда, к кому идет ребенок, как его можно найти.

Если относительно какого-то незнакомца у подростка возникли подозрения, пусть сразу же сменит маршрут, выйдет на другой станции метро (автобуса, троллейбуса), продолжит маршрут на следующем поезде (автобусе, троллейбусе). По телефону пусть сделает вид, что на улице его встретит папа или взрослый друг. Надо сказать об этом громко в трубку телефона.

Мобильный телефон сегодня решает многие проблемы. Необходимо контролировать, чтобы аккумулятор был всегда заряжен, а номер телефона родителей, а также «102» находился в режиме быстрого набора или на рабочем столе смартфона.

Особое внимание подросток должен обращать на автомобили, которые проезжают мимо. Если возникли подозрения или реальная угроза, надо перейти на противоположную сторону улицы или бежать в сторону, противоположную движению автомобиля.

В детях необходимо воспитывать строгие правила поведения и требования к себе. Их несоблюдение легко может оказаться провоцирующим для преступников. Родителям надо обращать внимание на увлечение детей сексуальной литературой, видеофильмами с эротическими сценами.

Жертвами половых преступлений чаще оказываются дети и подростки, запущенные с точки зрения полового воспитания. По этой причине некоторые дети утрачивают чувство стыдливости, другие воспитываются в такой покорности взрослым, что в случае половых домогательств не смеют им противостоять. Пусть дети не позволяют, чтобы незнакомцы, знакомые или даже дальние родственники трогали их, целовали, обнимали.

 

Преступники могут применить не только насильственные, но и «соблазнительные» приемы. Они могут предложить конфеты, мороженое, игрушки, либо обещают что-то показать интересное. Соблазнитель зовет вместе погулять, в т.ч. в компьютерные игры у него дома, либо напрашивается в провожатые.

 

Дети охотнее идут на контакт (особенно с 6 до 12 лет), что прибавляет насильнику уверенности, он стремится расположить к себе ребенка, одновременно обещает в обоюдных половых действиях безобидную и приятную забаву.

 

Нередко преступником оказывается человек, который находится с детьми и подростками в каких-либо повседневных контактах (руководит кружками, секциями, занимается репетиторством).

 

Надо, чтобы дети рассказывали родителям обо всем, что происходит с ними. Объясните, что насильники или вежливо уговаривают, или запугивают детей, добиваясь, чтобы они сохранили это втайне.

 

Общаясь в социальных сетях Интернета, преступники, как правило, представляются подростками, используя их манеру общения и тактические приемы в целях завладения интимными фотографиями или видеоизображениями и последующего шантажа.

 

Виртуальные знакомые должны оставаться виртуальными, все реальные встречи должны проходить под присмотром или с разрешения родителей.

 

Кроме того, при посещении учреждений образования необходимо обращать внимание на всех лиц, работающих в них, в том числе на обслуживающий персонал. Лица, склонные к совершению преступлений, связанных с сексуальным насилием над детьми, получают удовлетворение от общения, прикасаний к несовершеннолетним и наблюдения за ними.

Следует знать, что преступниками могут оказаться и лицами женского пола.

 

  1. С целью разъяснения мер уголовной ответственности за совершение преступлений, связанных с сексуальным насилием над несовершеннолетними, рекомендуется, в том числе в средствах массовой информации, приводить максимальные санкции указанных уголовно наказуемых деяний, относящихся к категориям особо тяжких и тяжких.

 

Справочно:

часть 4 статьи 27 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» «Должности, связанные с осуществлением педагогической деятельности, педагогической деятельности в сфере физической культуры и спорта, выполнением воспитательных функций, другие должности, профессии, связанные с постоянной работой с детьми, не могут занимать лица, ранее совершившие преступления против половой неприкосновенности или половой свободы, преступления, предусмотренные статьями 172, 173, 181, 181-1, 182, 187, 343, 343-1 Уголовного кодекса.

статья 17 Закона Республики Беларусь «О противодействии торговле людьми»:

  1. Образовательная политика в сфере предупреждения торговли людьми и связанных с ней преступлений реализуется путем:

1.1. установления запрета в отношении лиц, ранее совершивших преступления против половой неприкосновенности или половой свободы, преступления, предусмотренные статьями 172, 173, 181, 181-1, 182, 187, 343 и 343-1 Уголовного кодекса Республики Беларусь, на занятие должностей, связанных с осуществлением педагогической деятельности, выполнение воспитательных функций в отношении детей, а также на занятие других должностей, профессий, связанных с постоянной работой с детьми, перечень которых утверждается Советом Министров Республики Беларусь.

 

При этом рекомендуется обращать внимание на факт трудоустройства лиц, привлекавшихся к ответственности за совершение преступлений, связанных с сексуальным насилием над несовершеннолетними, в учреждения, где воспитываются, обучаются или тренируются несовершеннолетние, в качестве обслуживающего персонала.

 

  1. Важно проводить индивидуальную профилактическую работу в семьях, в которых дети находятся в социально опасном положении, с подростками, которые допускали факты бродяжничества, по следующим причинам.

Лица, склонные к совершению преступлений, связанных с сексуальным насилием над детьми, стараются выбирать своих жертв чаще из таких семей, заманивая малолетних детей угощениями, передавая им незначительные суммы денежных средств. При этом преступники оказывают внимание и ласку, которых не хватает детям из неблагополучных семей.

Безнадзорные дети также являются потенциальными жертвами таких преступников. Поэтому в ходе каждого безвестного исчезновения несовершеннолетнего (бродяжничества) после его обнаружения необходимо проводить проверку на предмет установления фактов совершения в отношении них преступлений против половой неприкосновенности или половой свободы.

 

  1. Профилактическая работа в детских домах, детских домах семейного и замещающих семьях должна проводится совместно с представителями органов опеки и попечительства в соответствиями с Положением о детском доме семейного типа, утвержденным постановлением Совета Министров от 28 февраля 2006 г. № 289, и Положением о приемной семье, утвержденным постановлением Совета Министров от 28 октября 1999 г. № 1678.

В соответствии с указанными положениями контроль за условиями воспитания, содержания воспитанников и обеспечением получения ими образования осуществляется:

в первые три месяца – не реже одного раза в неделю;

после первых трех месяцев и до одного года не реже одного раза в месяц;

во второй и последующие годы воспитания ребенка – не реже одного раза в квартал.

 

свернуть

Структура методическиих разработок

Методическая разработка – это логично структурированный и подробно описанный ход проведения учебного занятия, мероприятия.

Описание последовательности действий должно также включать поставленные педагогом цели, средства их достижения, ожидаемые результаты и сопровождаться соответствующими методическими советами.

Каждый автор может составить свою работу в той последовательности, которая позволяет ему наиболее рационально представить свой материал. Однако, существует определённая логическая схема написания того или иного текста.

Требования к методической разработке:

- структура должна быть максимально понятна читателю;

- оформление работы должно быть выдержано в едином стиле;

- тема работы должна соответствовать содержанию;

- материал должен излагаться последовательно.

Структура методическая разработка выглядит так:

  1. титульный лист;
  2. аннотация;
  3. содержание;
  4. введение (пояснительная записка);
  5. основная часть;
  6. методические рекомендации по проведению мастер-класса;
  7. заключение;
  8. список литературы и информационные ресурсы;
  9. приложения.
  10. Титульный лист – название учреждения, название вида работы (мастер-класс), автор работы (должность, ФИО), город, год.
  11. Аннотация - указывается то, о чем будет идти речь в разработке. Для какой категории предназначена и кому будет полезна.
  12. Содержание – вносятся и нумеруются все пункты, начиная с введения (лист, с которого начинается введение не нумеруется).
  13. Введение (пояснительная записка):

 – раскрывается актуальность данной работы, несколько общих слов о том направлении деятельности в котором работаете;

- какова причина появления данной методической разработки;

- для кого вы пишите методическую разработку по проведению мастер-класса;

- в чем состоит авторская точка зрения, подход автора, его замысел.

- методы и формы проведения мастер-класса;

- прогнозируемый результат;

- общее время проведения мастер-класса;

-материально-техническое обеспечение.

  1. Основная часть (ход мастер-класса).

- тема мастер-класса;

- цель мастер-класса;

- задачи мастер-класса (образовательные, воспитательные, развивающие);

Содержание мастер-класса – это план действий, включающий поэтапно реализацию темы. Он включает методические рекомендации педагога, показ приемов, используемых в процессе мастер-класса, демонстрацию профессионального мастерства по заявленному виду деятельности.

 

Возможная модель проведения мастер-класса

 

Этапы работы мастер-класса

Содержание этапа

Деятельность участников

Подготовительно-организацтонный

Постановка целей и задач: образовательной развивающей и воспитательной

Приветствие, вступительной слово мастера, начало занятия

Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию самым, помогая мастеру-педагогу в организации занятия.

Основная часть

Содержание мастер-класса, его основная часть: план действий, включающий поэтапно реализацию темы.

Методические рекомендации педагога для воспроизведения темы мастер-класса. Показ приемов, используемых в процессе мастер-класса, показ своих «изюминок» (приемов) с комментариями.

Выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей, индивидуальное создание задуманного

Афиширование-представление выполненных работ

Заключительное слово. Анализ ситуации по критериям:

- овладение общеинтеллектуальными или практическими способами деятельности;

- развитие способности к рефлексии; развитие коммуникативной культуры.

Организует обмен мнениями присутствующих, дает оценку происходящему

Рефлексия-активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер-классе

 

  1. Методические рекомендации по проведению мастер-класса

 

При описании данного раздела, следует сделать акцент на указание педагогом (ведущему МК), какие именно необходимо использовать приемы, методы, технологии и т.п. для достижения максимального результата.

При этом рекомендуется учитывать ряд особенностей:

- кому они адресованы: педагогам, родителям, методистам, педагогам-организаторам, классным руководителям и т.д.). Соответственно этому подбирается терминология, стиль, объем методических рекомендаций.

- тематика мастер-класса соотносится с возрастом участников (степень сложности также определяется по возрастам и уровнем подготовленности участников);

- соответствие заявленной теме мастер-класса, содержанию программы объединения по интересам;

- наличие материально-технической базы, отвечающей особенностям категории участников мастер-класса;

- подбор дидактических и наглядных материалов в виде блок-схем, таблиц, эскизных видеозарисовок или важных фрагментов тренировок, соревнований, которые будут способствовать раскрытию именно новаторской, оригинальной стороны содержания мастер-класса;

- мастер-класс, который проводится с детьми, должен быть ограничен по времени (не более 40 минут);

- количество участников определяется площадью помещения в которой будет проходить мастер-класс, а также наличием (в количественном плане) материально-технических средств.

  1. Заключение – основные выводы, результаты, рекомендации.
  2. Список литературы и электронных ресурсов – указывается весь перечень литературы (печатные, периодические), используемый автором для написания методической разработки. – указывается перечень электронных

источников (Интернет – адреса, виде, аудио диски, электронные энциклопедии и т.д.).

  1. Приложение - различный дополнительный материал:

схемы, графики, таблицы, рисунки, эскизы, сценарии, фотографии и т.д.

 

свернуть

Презентация "Дистанционное обучение через Google класс"

Типовые программы дополнительного образования детей и молодежи и образовательные области

Профиль

Образовательная область

 

1.                Военно-патриотический

 

- Поисковики-исследователи;

- Подготовка к военной службе;

 

 

2.       Естественно-математический

 

 

 

 

- Астрономия;

- Информатика;

- Математика;

- Робототехника;

- Физика;

- Химия;

 

3.      Социально-педагогический

- Профессиональная ориентация;

- Гендерная культура;

- Права человека;

- Психологическая культура;

 

4.     Туристско-краеведческий

- Краеведение;

- Экскурсоведение;

- Туризм;

- Спортивное скалолазание;

 

5.     Эколого-биологический

- Экология;

- Биология;

 

6.     Социально-экономический

- Макроэкономика;

- Микроэкономика;

- Социология;

- Социально-экономическая статистика;

- Право;

 

7.  Технический профиль

- Техническое конструирование;

- Техническое моделирование;

 

8.     Спортивно-технический

- Авиамоделизм;

- Автомоделизм;

- Автомотоспорт;

- Картинг;

- Киберспорт;

- Судомоделизм;

- Радиоспорт;

- Роботоспорт;

 

9.     Общественно-гуманитарный

- Человек;

- Общество;

- Мир;

 

10.         Культурно-досуговый

- Основы проектирования и игровая деятельность;

- Основы режиссуры и сценическое мастерство;

- Основы сценического и актерского мастерства;

11.         Физкультурно-спортивный

- Физкультурно-спортивная деятельность;

- Спортивно-оздоровительная деятельность;

- Ребенок дошкольного возраста и физическая культура

12.         Художественный профиль

- Изобразительное искусство;

- Декоративно-прикладное искусство;

- Музыкальное творчество;

- Хореография;

- Театр;

 

свернуть

Схема разработки программы объединения по интересам

Схема разработки программы

объединения по интересам

(на основе Типовых программ дополнительного образования детей и молодежи), 2017

 

Титульный лист

Оформляется в соответ-

ствии с требованиями: 14 шрифт, Times New Roman, поля – верхнее – 2, нижнее-2, левое-3, правое-1,5

·         Полное наименование учреждения – учредителя;

·         Полное название учреждения образования согласно Устава;

·         Реквизиты по согласованию программы;

·         Реквизиты утверждения программы (приказ №, от__, подпись директора, печать);

·         Название программы объединения по интересам;

·         Профиль;

·         Базовый уровень освоения образовательной области;

·         Возраст обучающихся;

·         Срок реализации;

·         Ф.И.О. разработчика и должность;

·         Год разработки.

Пояснительная записка

Содержит и раскрывает педагогическое обоснование, целесообразность, актуальность, профиль программы и образовательную область и отвечает на вопрос, какие организационные условия необходимы для ее реализации.

·         Профиль и образовательная области;

·         Педагогическое обоснование;

·         Педагогическая целесообразность;

·         Актуальность;

·         Ссылки на Типовую программу или другие программы и источники;

·         Ведущие идеи, ценности, принципы, на которые базируется программа;

·         Педагогическая цель и задачи (образовательные на каждый год обучения);

·         Воспитательные, развивающие на весь срок обучения;

·         Организационные условия реализации программы:

- на какой возраст рассчитана;

- система набора и комплектование групп;

- количество часов обучения в год, неделю, периодичность и продолжительность занятий;

- нормы наполняемости группы по годам обучения;

- организационные формы (групповые, мелкогрупповые, индивидуальные и их обоснование);

·         санитарно-гигиенические нормы и нормы пожарной безопасности;

·         материально-технические условия.

Учебно-тематический план

Соотносится с целями и задачами, обеспечивает результат освоения программы, раскрывает последовательность освоения, определяет количество часов на каждую тему, теоретических и практических. (расписывается на 36 рабочих недель)

·         Учебно-тематический план составляется на каждый год обучения;

·         Содержит вводное и итоговое занятие.

·         В таблице проставляется общее количество часов, а также количество часов по темам, включая теоретические (не должны превышать 30% от общего кол-ва часов) и практические.

·         Если программа рассчитана на 2 года и более, необходимо показать движение в образовательном процессе, чем будет отличаться последующий год обучения от предыдущего.

Содержание программы

Содержание включает разделы, темы в соответствии с учебно-тематическим планом, конкретно описывает теоретические и практические занятия. Чему надо научить, какие умения и навыки приобретут обучающиеся.

·         Приводится краткое описание разделов и тем.

·         Раскрывать содержание тем следует в порядке их представления в учебно-тематическом плане «телеграфным стилем».

·         Описать, перечислить основные содержательные моменты, понятия, идеи, факты, которые изучают в рамках данной темы.

·         Последовательное, поочередное прохождение материала по теории и практике.

·         Название тем  в содержании формулируется в именительном падеже.

Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты освоения программы прописываются для каждого года обучения

·         Описание уровня знаний, умений, навыков обучающихся, которые он получает в ходе реализации программы (по годам обучения).

·         Ожидаемые результаты должны быть соотнесены с целями и задачами программы.

Формы и методы подведения итогов реализация программы

Прописывается форма подведения итогов образовательного процесса

Предлагаются следующие формы подведения итогов: отчетное, контрольное, открытое, итоговое занятие;

- концерт;

- зачет;

- конкурс;

- выставка;

- самостоятельная работа;

- презентация и защита творческого проекта;

- соревнования и др.

 

Формы и методы реализации программы

 

 

 

 

 

Прописываются формы и методы работы, направленные на создание оптимальных условия для достижения ожидаемых результатов в обучении, воспитании и развитии обучающихся. (см. Типовую программу).

 

 

 

 

Формы занятий: традиционное, интегрированное, комбинированное занятие, лекция, семинар-тренинг, игра, экскурсия, диспут, турнир, соревнование, концерт, спектакль и др.

Методы и приемы организации образовательного процесса: словесный (лекция, беседа), наглядный (показ видео, просмотр), практический (тренинг, упражнения), игровой и т.д.

Методы контроля:

наблюдение, беседа, опрос, анализ результатов деятельности, диагностика, тренинг.

 

Литература и информационные ресурсы

Оформление см. правила составления библиографии и Типовую программу

Представляем два списка литературы:

- для педагога;

- для обучающихся.

·         Прописываем интернет-ресурсы.

 

 

 

Текст программы набирается в редакторе «Word», щрифтом «Times New Roman-14», верхнее поле – 2, нижнее поле-1, левое-3, правое-1,5. Страницы нумеруют снизу посередине

свернуть

Структура программы объединения по интересам

  1. Пояснительная записка.
  2. Учебно-тематический план.
  3. Содержание.
  4. Ожидаемые результаты.
  5. Формы подведения итогов реализации программы.
  6. Формы и методы реализации программы.
  7. Литература и информационные ресурсы.
свернуть

Примерные образцы планов-конспектов занятия

Список программ объединений по интересам , имеющихся в фонде методического кабинета.

 

Отделение ДПТиИЗО

1. "Юный декоратор";

2. "Волшебная шкатулка";

3. "Солнце";

4. "Юный художник";

5. "Рукодельница";

6. "Солнышко";

7. "Мягкая игрушка";

8. "Флористика";

9. "Цветочный дизайн";

10. "Фантазия".

Отделение ХТ

1. "Вокальная студия";

2. "Современный танец";

3 "Профиль (хореография)";

4. "Магия" (хореография);

5. "Кляксы" (хореография);

6. "Школа эстрадного пения";

7. "Сценическая речь";

8. "Фортуна" (вокал);

9. "Акцент" (вокал);

10. "Деметра" (вокал);

Отделение УКиС

1. "Спорттанец";

2. "Брейк-данс";

3. "Калистеника";

4. "Стритбол";

5. "Футбольный фристайл";

6. "Паркур";

7. "Спортивная гимнастика";

8. "Граффити"

 

 

Отделение КДиМР

1. "Элементаль";

2. "Дзіцячая тэатральная студыя "Варгін";

3. "Тэатральная студыя "Варгін";

4. "КВН";

5. "Мельпомена" (театр);

6. "Гамаюн" (художественное слово);

7. "8 нота" (гитара);

8. "Гитара";

9. "Баян, аккордеон";

10. "Музыкальная студия";

 

 

 

 

 

Отделение РО

1. "Живая планета";

2. "Школа красоты";

3. "Юная модница";

4. "Медиакультура личности";

5. "Средневековые ремесла";

6. "Садовый и парковый дизайн";

7. "Позитив";

8. "Вольные стрелки";

9. "Школа раннего развития";

 

 

 

 

 

 

 

Отделение ТТиС

1. "Робототехника";

2. "НТМ";

3. "Чирлидинг";

4. "Акробатика";

5. "Шашки";

6. "Шахматы";

7. "Мототехника";

8. "Настольный теннис";

9. "Вьет Во Дао";

10. "Судомодельный";

11. "Основы туризма и спортивного ориентирования";

12. "Компьютерная азбука";

13. "Компьютерный мир";

14. "Пожарно-спасательный спорт"

 

 

В кабинете также имеются сборники программ объединений по интересам ДПТи ИЗО, общественно-гуманитарного направления, театрального и других.

Вашему вниманию:

Программы Национального центра художественного творчества детей и молодежи

Программы Минского государственного дворца детей  и молодежи

свернуть

«Об изменениях и дополнениях в Санитарные нормы и правила к учреждениям дополнительного образования детей и молодежи»

24 июля 2017 года было принято постановление №78/1 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 4 июня 2013 г. № 43».

Министерство здравоохранения Республики Беларусь постановило внестивСанитарные нормы и правила «Требования к учреждениям дополнительного образования детей и молодежи, специализированным учебно-спортивным учреждениям», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь
от 4 июня 2013 г. № 43 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования к учреждениям дополнительного образования детей и молодежи, специализированным учебно-спортивным учреждениям» изменения и дополнения.

Подпункт 71.6 пункта 71 изложен в новой редакции:

«для детей в возрасте от 6 до 8 лет до 4 учебных часов в неделю не менее 2 раз в неделю (было «для детей младшего школьного возраста (6 - 10 лет) - до 4 учебных часов в неделю»), от 9 до 10 лет до 6 учебных часов в неделю не менее 3 раз, от 11 до 13 лет до 8 учебных часов в неделю не менее 3 раз в неделю (было «среднего школьного возраста (11 - 13 лет) - до 6 учебных часов в неделю не менее 2 раз в неделю»), старше 14 лет до 10-12 учебных часов в неделю не менее 3 раз в неделю длительностью не более 45 минут каждое (было «старшего возраста - до 10 - 12 учебных часов в неделю не менее 3 раз в неделю длительностью не более 45 минут каждое»)»;

свернуть

Презентация по созданию портфолио.

Страничка психолога "В помощь педагогу-вожатому"

Лето - пора, которую ждут все: и взрослые и дети. Для ребенка это ожидание чего-то нового, неожиданного и радостного. Лагерь - это и отдых, и свободное общение со сверстниками, педагогами, а также развитие способностей и интересов детей.

  • Отдых. Значит, отстранение от всех забот? Состояние покоя? Но лагерь не дом отдыха, а дом радости. Отдых может быть и очень активным, в любимых занятиях: в походе, спорте, игре.
  • Самостоятельность. Не надо думать и делать за ребят, не надо водить их строем всегда и везде. Пусть подумают и придумывают сами. Пусть сами организовывают свою жизнь. Самостоятельность - это доверие. Но самостоятельности не повредит подсказки, неожиданная идея. Детали придумают сами.
  • Коллективизм. Любое дело для всех и для каждого. Тогда - общие интересы. Друг без друга скучно.
  • Творчество. Ищи в новом старое, в старом - новое. В старом старое, в новом - новое.
  • Польза. Выбирай дела на пользу всем и каждому. Сделай так, чтобы каждый был нужен всем.
  • Тайна. Без тайны скучно. Нужны секреты и сюрпризы, большие и малые тайны. Какие? Придумай! Ребята подскажут!
  • Свобода. Лагерь не школа, и посещают его все-таки по свободному желанию. И пусть будет свобода! Возможность активно действовать. Выбирать по душе. Жить без принуждения, в пространстве расширяющихся свобод, прав. Главный лозунг каникул "Можно!"

 

Личный педагогический багаж педагога (вожатого):

  • 10 историй, которые можно рассказать с ходу (о необычном, важном, сенсационном, проблемном);
  • 10 биографий людей, интересных детям (ученые, музыканты, путешественники и др.);
  • 20 игр на каждый день (познавательные, подвижные, игры-тесты);
  • 10 аттракционов и забав (для дискотек, огоньков);
  • 10 досуговых дел (заготовки КВН, конкурсов, викторин, интеллектуальных игр);
  • 5-10 песен;
  • 5-10 интересных статей для обсуждения.

 

Приручение

Важнейшее качество педагога (вожатого) - отзывчивость и чуткость. Обрати внимание на свою манеру обращения с детьми. Умение понять начинается с умения слушать и слышать. Они будут раскрывать себя каверзными вопросами, шуточками, репликами. Как бы испытывать на прочность. Не торопись реагировать на каждую реплику. Но все, что требует одобрения, - отметь и одобри. Важно слышать ребенка, когда он ничего не говорит. Чувствуешь, что ребенок замкнут, ему неуютно, возьми его в свои связные на пару дней, советуйся с ним по делам отряда, поручай простые дела. В первые дни особенно высока роль общих рабочих сборов. С первых часов приучай ребят делать все сообща. Недостатки первых дней оценивай мягче, осторожнее. Больше замечай достоинства, успехи. Не спеши воспитывать. Когда слушаешь ребенка, заговариваешь с ним, ты словно берешь в руки дорогую и хрупкую вещь. Взял неосторожно, грубо, небрежно - хрустнет!

 

 

Импровизация

Конечно же, хороший экспромт - это подготовленный экспромт, и все же... Импровизация воодушевляет на дела без предварительной раскачки. Она сродни игре. Дети импровизируют, к примеру, на дискотеке. Улавливая ритм, с ходу придумывают танцевальное поведение. И концерт-сюрприз не столько художественная самодеятельность, сколько игра в концерт.

 

Планы

В лагерях используется план-сетка (план на смену), в котором дается перечень всех общих дел лагеря и крупных дел отряда, обсужденных и принятых ребятами. План-сетка не догма. Педагог (вожатый) может вносить в него коррективы. Так же необходим более подробный план на два-три дня вперед, чтобы не упустить подготовку к завтрашним делам. Разучивается игра - какая? Планируется трудовой десант - где, кто, что будет делать?

Привлечь ребят к планированию работы можно с помощью анкетирования, конкурса на лучшее предложение к плану, приемов "Разведки" (найти общественно-полезное дело, интересного человека, составить программу спортивных дел) и даже с помощью часа Почемучек (ребята задают вожатому вопросы на любые интересующие темы). Желательно как можно чаще спрашивать у ребят, что они хотят провести в отряде, куда пойти на экскурсию, с кем встретиться, какую игру разучить, что полезного сделать для лагеря, для окружающей среды. Полезно учить ребят все время придумывать что-то и аргументировать свою мысль.

 

Настроение

Продукт скоропортящийся. Настроение может испортиться от плохой погоды, невкусной пищи, неосторожного слова педагога или сверстников.

Поддержать настроение ребенка искусство. Иногда ребят просто необходимо околдовывать, завлекать, увлекать. Способов у вожатого для этого немало. Хорошая книга, веселая игра, красивая песня, неожиданный подарок, интересное поручение.

 

Лицо отряда

Вот внешние приметы твоего отряда.

  • Имя - шифр отряда. Его выбирают дети. Иногда имя означает профиль деятельности. Имя должно быть понятно ребятам, нравиться и как-то отражать характер всего отряда и тематику смены.
  • Девиз. Краткое афористическое выражение, которому дети следуют в своей деятельности и которое соответствует тематике смены.
  • Песня. Отрядная песня и просто свои любимые песни. Хорошая песня многое дает ребятам, сплачивает, воспитывает их.
  • Цвет. Цветовая эмблема поможет отрядам быстро найти своих, определить место расположения отряда и т.д.
  • Заповеди. Часто детские коллективы придумывают свои заповеди, вытекающие из каких-то традиций, сложившихся в отрядах. Заповеди рождаются в делах, в жизни отряда. Их сочиняют сами дети.
  • Тайный знак. Ребята придумывают свой тайный знак, по которому узнают о делах своего отряда, о месте сбора отряда.
  • Эмблема. Это символический рисунок, отражающий сущность имени отряда, который придумывают сообща.
  • Сигнал сбора. Можно придумать своему отряду особые сигналы (свистком, дудкой); сигнал немедленного сбора, тревога и т.п.
  • Творческое дело. Хорошо, если в отряде есть какое-то свое творческое дело, общее для всех ребят. Творческое дело можно менять.

Роли и способности педагога (вожатого)

  1. Инженер. Да-да в действительности инженер. Вы что не замечали разве за собой? Вы перед сменой «рисуете мост», который поможет вам в общении с детьми. И вот начинается смена! И вы превращаетесь в строителя, который «строит мост» между собой и детьми. Именно это общение является «фундаментом» для атмосферы и созданию дружного отряда.
  2. Фокусник. Дети очень информированы и им будет по первым дням интереснее сидеть в контактах или играть в свои гаджеты. Вожатый каждую минуту надевает на себя разный «костюм» чтоб дети были в восторге. Главный костюм – это отличное настроение, искренняя любовь к детям, ну и конечно, личностно-ориентированный подход, индивидуальный подход к детям, креативные методики проведения отрядным мероприятий, ну и конечно любимы игры (не забывай для каждого периода свои игры) и мультимедийные ресурсы (та же музыка на телефоне во время игры)
  3. Кондитер. Вожатый всегда знает, когда нужно добавить «сладенького» в хмурый день или в скучную беседу. Посмеяться и просто устроить детям «радугу». Вовремя реагирует на ситуацию, разбавляет холодное горячим и устраивает настоящую «горячую» кухню. Даст совет, что и как лучше сделать в ситуации и где подождать 5 минут. Самое главное на «кухне» вожатого это поддержания нужной температуры, делать из обыденных продуктов шедевры!
  4. Рыцарь. У вожатого есть невидимый щит, который защищает его от разрушения нервных клеток. Он не слышит в свой адрес негатива и не позволяет себе отвечать на него.

Политик. Вожатый очень мудрый человек. Он не дает готовое детям, и помогает им создать нужное и помочь это реализовать. Блестяще решает конфликты, видит детей и их интересы, и таланты на сквозь. Не пользуется своим положением для корыстных целей. Доверяет, уважает и любит свой «народ".

свернуть

Сведения необходимые для прохождения предварительного комплектования педагогических кадров ГУО «ЦДОДиМ»

  1. Заполненная карточка учета педагогического опыта.
  2. Портфолио (обновленное и дополненное образование.
  3. Программа.
  4. Журнал учета работы ОПИ (и медицинские справки для хореографического и спортивного профиля).
  5. Социальный паспорт ОПИ.
  6. Рекомендательная картотека (для тех, кто не сдал).
  7. Репертуар коллектива на следующий уч. год.
  8. Предложения по участию в гостевых днях в летний период и по организации мероприятий на базе Центра летом.
  9. Предложения по мероприятиям для педагогов учреждений образования Партизанского района.

 

 

свернуть

Карточка учета педагогического работника