В копилку педагога

Структура методическиих разработок

Методическая разработка – это логично структурированный и подробно описанный ход проведения учебного занятия, мероприятия.

Описание последовательности действий должно также включать поставленные педагогом цели, средства их достижения, ожидаемые результаты и сопровождаться соответствующими методическими советами.

Каждый автор может составить свою работу в той последовательности, которая позволяет ему наиболее рационально представить свой материал. Однако, существует определённая логическая схема написания того или иного текста.

Требования к методической разработке:

- структура должна быть максимально понятна читателю;

- оформление работы должно быть выдержано в едином стиле;

- тема работы должна соответствовать содержанию;

- материал должен излагаться последовательно.

Структура методическая разработка выглядит так:

  1. титульный лист;
  2. аннотация;
  3. содержание;
  4. введение (пояснительная записка);
  5. основная часть;
  6. методические рекомендации по проведению мастер-класса;
  7. заключение;
  8. список литературы и информационные ресурсы;
  9. приложения.
  10. Титульный лист – название учреждения, название вида работы (мастер-класс), автор работы (должность, ФИО), город, год.
  11. Аннотация - указывается то, о чем будет идти речь в разработке. Для какой категории предназначена и кому будет полезна.
  12. Содержание – вносятся и нумеруются все пункты, начиная с введения (лист, с которого начинается введение не нумеруется).
  13. Введение (пояснительная записка):

 – раскрывается актуальность данной работы, несколько общих слов о том направлении деятельности в котором работаете;

- какова причина появления данной методической разработки;

- для кого вы пишите методическую разработку по проведению мастер-класса;

- в чем состоит авторская точка зрения, подход автора, его замысел.

- методы и формы проведения мастер-класса;

- прогнозируемый результат;

- общее время проведения мастер-класса;

-материально-техническое обеспечение.

  1. Основная часть (ход мастер-класса).

- тема мастер-класса;

- цель мастер-класса;

- задачи мастер-класса (образовательные, воспитательные, развивающие);

Содержание мастер-класса – это план действий, включающий поэтапно реализацию темы. Он включает методические рекомендации педагога, показ приемов, используемых в процессе мастер-класса, демонстрацию профессионального мастерства по заявленному виду деятельности.

 

Возможная модель проведения мастер-класса

 

Этапы работы мастер-класса

Содержание этапа

Деятельность участников

Подготовительно-организацтонный

Постановка целей и задач: образовательной развивающей и воспитательной

Приветствие, вступительной слово мастера, начало занятия

Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию самым, помогая мастеру-педагогу в организации занятия.

Основная часть

Содержание мастер-класса, его основная часть: план действий, включающий поэтапно реализацию темы.

Методические рекомендации педагога для воспроизведения темы мастер-класса. Показ приемов, используемых в процессе мастер-класса, показ своих «изюминок» (приемов) с комментариями.

Выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей, индивидуальное создание задуманного

Афиширование-представление выполненных работ

Заключительное слово. Анализ ситуации по критериям:

- овладение общеинтеллектуальными или практическими способами деятельности;

- развитие способности к рефлексии; развитие коммуникативной культуры.

Организует обмен мнениями присутствующих, дает оценку происходящему

Рефлексия-активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер-классе

 

  1. Методические рекомендации по проведению мастер-класса

 

При описании данного раздела, следует сделать акцент на указание педагогом (ведущему МК), какие именно необходимо использовать приемы, методы, технологии и т.п. для достижения максимального результата.

При этом рекомендуется учитывать ряд особенностей:

- кому они адресованы: педагогам, родителям, методистам, педагогам-организаторам, классным руководителям и т.д.). Соответственно этому подбирается терминология, стиль, объем методических рекомендаций.

- тематика мастер-класса соотносится с возрастом участников (степень сложности также определяется по возрастам и уровнем подготовленности участников);

- соответствие заявленной теме мастер-класса, содержанию программы объединения по интересам;

- наличие материально-технической базы, отвечающей особенностям категории участников мастер-класса;

- подбор дидактических и наглядных материалов в виде блок-схем, таблиц, эскизных видеозарисовок или важных фрагментов тренировок, соревнований, которые будут способствовать раскрытию именно новаторской, оригинальной стороны содержания мастер-класса;

- мастер-класс, который проводится с детьми, должен быть ограничен по времени (не более 40 минут);

- количество участников определяется площадью помещения в которой будет проходить мастер-класс, а также наличием (в количественном плане) материально-технических средств.

  1. Заключение – основные выводы, результаты, рекомендации.
  2. Список литературы и электронных ресурсов – указывается весь перечень литературы (печатные, периодические), используемый автором для написания методической разработки. – указывается перечень электронных

источников (Интернет – адреса, виде, аудио диски, электронные энциклопедии и т.д.).

  1. Приложение - различный дополнительный материал:

схемы, графики, таблицы, рисунки, эскизы, сценарии, фотографии и т.д.

 

свернуть

Презентация "Дистанционное обучение через Google класс"

Типовые программы дополнительного образования детей и молодежи и образовательные области

Профиль

Образовательная область

 

1.                Военно-патриотический

 

- Поисковики-исследователи;

- Подготовка к военной службе;

 

 

2.       Естественно-математический

 

 

 

 

- Астрономия;

- Информатика;

- Математика;

- Робототехника;

- Физика;

- Химия;

 

3.      Социально-педагогический

- Профессиональная ориентация;

- Гендерная культура;

- Права человека;

- Психологическая культура;

 

4.     Туристско-краеведческий

- Краеведение;

- Экскурсоведение;

- Туризм;

- Спортивное скалолазание;

 

5.     Эколого-биологический

- Экология;

- Биология;

 

6.     Социально-экономический

- Макроэкономика;

- Микроэкономика;

- Социология;

- Социально-экономическая статистика;

- Право;

 

7.  Технический профиль

- Техническое конструирование;

- Техническое моделирование;

 

8.     Спортивно-технический

- Авиамоделизм;

- Автомоделизм;

- Автомотоспорт;

- Картинг;

- Киберспорт;

- Судомоделизм;

- Радиоспорт;

- Роботоспорт;

 

9.     Общественно-гуманитарный

- Человек;

- Общество;

- Мир;

 

10.         Культурно-досуговый

- Основы проектирования и игровая деятельность;

- Основы режиссуры и сценическое мастерство;

- Основы сценического и актерского мастерства;

11.         Физкультурно-спортивный

- Физкультурно-спортивная деятельность;

- Спортивно-оздоровительная деятельность;

- Ребенок дошкольного возраста и физическая культура

12.         Художественный профиль

- Изобразительное искусство;

- Декоративно-прикладное искусство;

- Музыкальное творчество;

- Хореография;

- Театр;

 

свернуть

Схема разработки программы объединения по интересам

Схема разработки программы

объединения по интересам

(на основе Типовых программ дополнительного образования детей и молодежи), 2017

 

Титульный лист

Оформляется в соответ-

ствии с требованиями: 14 шрифт, Times New Roman, поля – верхнее – 2, нижнее-2, левое-3, правое-1,5

·         Полное наименование учреждения – учредителя;

·         Полное название учреждения образования согласно Устава;

·         Реквизиты по согласованию программы;

·         Реквизиты утверждения программы (приказ №, от__, подпись директора, печать);

·         Название программы объединения по интересам;

·         Профиль;

·         Базовый уровень освоения образовательной области;

·         Возраст обучающихся;

·         Срок реализации;

·         Ф.И.О. разработчика и должность;

·         Год разработки.

Пояснительная записка

Содержит и раскрывает педагогическое обоснование, целесообразность, актуальность, профиль программы и образовательную область и отвечает на вопрос, какие организационные условия необходимы для ее реализации.

·         Профиль и образовательная области;

·         Педагогическое обоснование;

·         Педагогическая целесообразность;

·         Актуальность;

·         Ссылки на Типовую программу или другие программы и источники;

·         Ведущие идеи, ценности, принципы, на которые базируется программа;

·         Педагогическая цель и задачи (образовательные на каждый год обучения);

·         Воспитательные, развивающие на весь срок обучения;

·         Организационные условия реализации программы:

- на какой возраст рассчитана;

- система набора и комплектование групп;

- количество часов обучения в год, неделю, периодичность и продолжительность занятий;

- нормы наполняемости группы по годам обучения;

- организационные формы (групповые, мелкогрупповые, индивидуальные и их обоснование);

·         санитарно-гигиенические нормы и нормы пожарной безопасности;

·         материально-технические условия.

Учебно-тематический план

Соотносится с целями и задачами, обеспечивает результат освоения программы, раскрывает последовательность освоения, определяет количество часов на каждую тему, теоретических и практических. (расписывается на 36 рабочих недель)

·         Учебно-тематический план составляется на каждый год обучения;

·         Содержит вводное и итоговое занятие.

·         В таблице проставляется общее количество часов, а также количество часов по темам, включая теоретические (не должны превышать 30% от общего кол-ва часов) и практические.

·         Если программа рассчитана на 2 года и более, необходимо показать движение в образовательном процессе, чем будет отличаться последующий год обучения от предыдущего.

Содержание программы

Содержание включает разделы, темы в соответствии с учебно-тематическим планом, конкретно описывает теоретические и практические занятия. Чему надо научить, какие умения и навыки приобретут обучающиеся.

·         Приводится краткое описание разделов и тем.

·         Раскрывать содержание тем следует в порядке их представления в учебно-тематическом плане «телеграфным стилем».

·         Описать, перечислить основные содержательные моменты, понятия, идеи, факты, которые изучают в рамках данной темы.

·         Последовательное, поочередное прохождение материала по теории и практике.

·         Название тем  в содержании формулируется в именительном падеже.

Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты освоения программы прописываются для каждого года обучения

·         Описание уровня знаний, умений, навыков обучающихся, которые он получает в ходе реализации программы (по годам обучения).

·         Ожидаемые результаты должны быть соотнесены с целями и задачами программы.

Формы и методы подведения итогов реализация программы

Прописывается форма подведения итогов образовательного процесса

Предлагаются следующие формы подведения итогов: отчетное, контрольное, открытое, итоговое занятие;

- концерт;

- зачет;

- конкурс;

- выставка;

- самостоятельная работа;

- презентация и защита творческого проекта;

- соревнования и др.

 

Формы и методы реализации программы

 

 

 

 

 

Прописываются формы и методы работы, направленные на создание оптимальных условия для достижения ожидаемых результатов в обучении, воспитании и развитии обучающихся. (см. Типовую программу).

 

 

 

 

Формы занятий: традиционное, интегрированное, комбинированное занятие, лекция, семинар-тренинг, игра, экскурсия, диспут, турнир, соревнование, концерт, спектакль и др.

Методы и приемы организации образовательного процесса: словесный (лекция, беседа), наглядный (показ видео, просмотр), практический (тренинг, упражнения), игровой и т.д.

Методы контроля:

наблюдение, беседа, опрос, анализ результатов деятельности, диагностика, тренинг.

 

Литература и информационные ресурсы

Оформление см. правила составления библиографии и Типовую программу

Представляем два списка литературы:

- для педагога;

- для обучающихся.

·         Прописываем интернет-ресурсы.

 

 

 

Текст программы набирается в редакторе «Word», щрифтом «Times New Roman-14», верхнее поле – 2, нижнее поле-1, левое-3, правое-1,5. Страницы нумеруют снизу посередине

свернуть

Структура программы объединения по интересам

  1. Пояснительная записка.
  2. Учебно-тематический план.
  3. Содержание.
  4. Ожидаемые результаты.
  5. Формы подведения итогов реализации программы.
  6. Формы и методы реализации программы.
  7. Литература и информационные ресурсы.
свернуть

Примерные образцы планов-конспектов занятия

Список программ объединений по интересам , имеющихся в фонде методического кабинета.

 

Отделение ДПТиИЗО

1. "Юный декоратор";

2. "Волшебная шкатулка";

3. "Солнце";

4. "Юный художник";

5. "Рукодельница";

6. "Солнышко";

7. "Мягкая игрушка";

8. "Флористика";

9. "Цветочный дизайн";

10. "Фантазия".

Отделение ХТ

1. "Вокальная студия";

2. "Современный танец";

3 "Профиль (хореография)";

4. "Магия" (хореография);

5. "Кляксы" (хореография);

6. "Школа эстрадного пения";

7. "Сценическая речь";

8. "Фортуна" (вокал);

9. "Акцент" (вокал);

10. "Деметра" (вокал);

Отделение УКиС

1. "Спорттанец";

2. "Брейк-данс";

3. "Калистеника";

4. "Стритбол";

5. "Футбольный фристайл";

6. "Паркур";

7. "Спортивная гимнастика";

8. "Граффити"

 

 

Отделение КДиМР

1. "Элементаль";

2. "Дзіцячая тэатральная студыя "Варгін";

3. "Тэатральная студыя "Варгін";

4. "КВН";

5. "Мельпомена" (театр);

6. "Гамаюн" (художественное слово);

7. "8 нота" (гитара);

8. "Гитара";

9. "Баян, аккордеон";

10. "Музыкальная студия";

 

 

 

 

 

Отделение РО

1. "Живая планета";

2. "Школа красоты";

3. "Юная модница";

4. "Медиакультура личности";

5. "Средневековые ремесла";

6. "Садовый и парковый дизайн";

7. "Позитив";

8. "Вольные стрелки";

9. "Школа раннего развития";

 

 

 

 

 

 

 

Отделение ТТиС

1. "Робототехника";

2. "НТМ";

3. "Чирлидинг";

4. "Акробатика";

5. "Шашки";

6. "Шахматы";

7. "Мототехника";

8. "Настольный теннис";

9. "Вьет Во Дао";

10. "Судомодельный";

11. "Основы туризма и спортивного ориентирования";

12. "Компьютерная азбука";

13. "Компьютерный мир";

14. "Пожарно-спасательный спорт"

 

 

В кабинете также имеются сборники программ объединений по интересам ДПТи ИЗО, общественно-гуманитарного направления, театрального и других.

Вашему вниманию:

Программы Национального центра художественного творчества детей и молодежи

Программы Минского государственного дворца детей  и молодежи

свернуть

«Об изменениях и дополнениях в Санитарные нормы и правила к учреждениям дополнительного образования детей и молодежи»

24 июля 2017 года было принято постановление №78/1 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 4 июня 2013 г. № 43».

Министерство здравоохранения Республики Беларусь постановило внестивСанитарные нормы и правила «Требования к учреждениям дополнительного образования детей и молодежи, специализированным учебно-спортивным учреждениям», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь
от 4 июня 2013 г. № 43 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования к учреждениям дополнительного образования детей и молодежи, специализированным учебно-спортивным учреждениям» изменения и дополнения.

Подпункт 71.6 пункта 71 изложен в новой редакции:

«для детей в возрасте от 6 до 8 лет до 4 учебных часов в неделю не менее 2 раз в неделю (было «для детей младшего школьного возраста (6 - 10 лет) - до 4 учебных часов в неделю»), от 9 до 10 лет до 6 учебных часов в неделю не менее 3 раз, от 11 до 13 лет до 8 учебных часов в неделю не менее 3 раз в неделю (было «среднего школьного возраста (11 - 13 лет) - до 6 учебных часов в неделю не менее 2 раз в неделю»), старше 14 лет до 10-12 учебных часов в неделю не менее 3 раз в неделю длительностью не более 45 минут каждое (было «старшего возраста - до 10 - 12 учебных часов в неделю не менее 3 раз в неделю длительностью не более 45 минут каждое»)»;

свернуть

Презентация по созданию портфолио.

Страничка психолога "В помощь педагогу-вожатому"

Лето - пора, которую ждут все: и взрослые и дети. Для ребенка это ожидание чего-то нового, неожиданного и радостного. Лагерь - это и отдых, и свободное общение со сверстниками, педагогами, а также развитие способностей и интересов детей.

  • Отдых. Значит, отстранение от всех забот? Состояние покоя? Но лагерь не дом отдыха, а дом радости. Отдых может быть и очень активным, в любимых занятиях: в походе, спорте, игре.
  • Самостоятельность. Не надо думать и делать за ребят, не надо водить их строем всегда и везде. Пусть подумают и придумывают сами. Пусть сами организовывают свою жизнь. Самостоятельность - это доверие. Но самостоятельности не повредит подсказки, неожиданная идея. Детали придумают сами.
  • Коллективизм. Любое дело для всех и для каждого. Тогда - общие интересы. Друг без друга скучно.
  • Творчество. Ищи в новом старое, в старом - новое. В старом старое, в новом - новое.
  • Польза. Выбирай дела на пользу всем и каждому. Сделай так, чтобы каждый был нужен всем.
  • Тайна. Без тайны скучно. Нужны секреты и сюрпризы, большие и малые тайны. Какие? Придумай! Ребята подскажут!
  • Свобода. Лагерь не школа, и посещают его все-таки по свободному желанию. И пусть будет свобода! Возможность активно действовать. Выбирать по душе. Жить без принуждения, в пространстве расширяющихся свобод, прав. Главный лозунг каникул "Можно!"

 

Личный педагогический багаж педагога (вожатого):

  • 10 историй, которые можно рассказать с ходу (о необычном, важном, сенсационном, проблемном);
  • 10 биографий людей, интересных детям (ученые, музыканты, путешественники и др.);
  • 20 игр на каждый день (познавательные, подвижные, игры-тесты);
  • 10 аттракционов и забав (для дискотек, огоньков);
  • 10 досуговых дел (заготовки КВН, конкурсов, викторин, интеллектуальных игр);
  • 5-10 песен;
  • 5-10 интересных статей для обсуждения.

 

Приручение

Важнейшее качество педагога (вожатого) - отзывчивость и чуткость. Обрати внимание на свою манеру обращения с детьми. Умение понять начинается с умения слушать и слышать. Они будут раскрывать себя каверзными вопросами, шуточками, репликами. Как бы испытывать на прочность. Не торопись реагировать на каждую реплику. Но все, что требует одобрения, - отметь и одобри. Важно слышать ребенка, когда он ничего не говорит. Чувствуешь, что ребенок замкнут, ему неуютно, возьми его в свои связные на пару дней, советуйся с ним по делам отряда, поручай простые дела. В первые дни особенно высока роль общих рабочих сборов. С первых часов приучай ребят делать все сообща. Недостатки первых дней оценивай мягче, осторожнее. Больше замечай достоинства, успехи. Не спеши воспитывать. Когда слушаешь ребенка, заговариваешь с ним, ты словно берешь в руки дорогую и хрупкую вещь. Взял неосторожно, грубо, небрежно - хрустнет!

 

 

Импровизация

Конечно же, хороший экспромт - это подготовленный экспромт, и все же... Импровизация воодушевляет на дела без предварительной раскачки. Она сродни игре. Дети импровизируют, к примеру, на дискотеке. Улавливая ритм, с ходу придумывают танцевальное поведение. И концерт-сюрприз не столько художественная самодеятельность, сколько игра в концерт.

 

Планы

В лагерях используется план-сетка (план на смену), в котором дается перечень всех общих дел лагеря и крупных дел отряда, обсужденных и принятых ребятами. План-сетка не догма. Педагог (вожатый) может вносить в него коррективы. Так же необходим более подробный план на два-три дня вперед, чтобы не упустить подготовку к завтрашним делам. Разучивается игра - какая? Планируется трудовой десант - где, кто, что будет делать?

Привлечь ребят к планированию работы можно с помощью анкетирования, конкурса на лучшее предложение к плану, приемов "Разведки" (найти общественно-полезное дело, интересного человека, составить программу спортивных дел) и даже с помощью часа Почемучек (ребята задают вожатому вопросы на любые интересующие темы). Желательно как можно чаще спрашивать у ребят, что они хотят провести в отряде, куда пойти на экскурсию, с кем встретиться, какую игру разучить, что полезного сделать для лагеря, для окружающей среды. Полезно учить ребят все время придумывать что-то и аргументировать свою мысль.

 

Настроение

Продукт скоропортящийся. Настроение может испортиться от плохой погоды, невкусной пищи, неосторожного слова педагога или сверстников.

Поддержать настроение ребенка искусство. Иногда ребят просто необходимо околдовывать, завлекать, увлекать. Способов у вожатого для этого немало. Хорошая книга, веселая игра, красивая песня, неожиданный подарок, интересное поручение.

 

Лицо отряда

Вот внешние приметы твоего отряда.

  • Имя - шифр отряда. Его выбирают дети. Иногда имя означает профиль деятельности. Имя должно быть понятно ребятам, нравиться и как-то отражать характер всего отряда и тематику смены.
  • Девиз. Краткое афористическое выражение, которому дети следуют в своей деятельности и которое соответствует тематике смены.
  • Песня. Отрядная песня и просто свои любимые песни. Хорошая песня многое дает ребятам, сплачивает, воспитывает их.
  • Цвет. Цветовая эмблема поможет отрядам быстро найти своих, определить место расположения отряда и т.д.
  • Заповеди. Часто детские коллективы придумывают свои заповеди, вытекающие из каких-то традиций, сложившихся в отрядах. Заповеди рождаются в делах, в жизни отряда. Их сочиняют сами дети.
  • Тайный знак. Ребята придумывают свой тайный знак, по которому узнают о делах своего отряда, о месте сбора отряда.
  • Эмблема. Это символический рисунок, отражающий сущность имени отряда, который придумывают сообща.
  • Сигнал сбора. Можно придумать своему отряду особые сигналы (свистком, дудкой); сигнал немедленного сбора, тревога и т.п.
  • Творческое дело. Хорошо, если в отряде есть какое-то свое творческое дело, общее для всех ребят. Творческое дело можно менять.

Роли и способности педагога (вожатого)

  1. Инженер. Да-да в действительности инженер. Вы что не замечали разве за собой? Вы перед сменой «рисуете мост», который поможет вам в общении с детьми. И вот начинается смена! И вы превращаетесь в строителя, который «строит мост» между собой и детьми. Именно это общение является «фундаментом» для атмосферы и созданию дружного отряда.
  2. Фокусник. Дети очень информированы и им будет по первым дням интереснее сидеть в контактах или играть в свои гаджеты. Вожатый каждую минуту надевает на себя разный «костюм» чтоб дети были в восторге. Главный костюм – это отличное настроение, искренняя любовь к детям, ну и конечно, личностно-ориентированный подход, индивидуальный подход к детям, креативные методики проведения отрядным мероприятий, ну и конечно любимы игры (не забывай для каждого периода свои игры) и мультимедийные ресурсы (та же музыка на телефоне во время игры)
  3. Кондитер. Вожатый всегда знает, когда нужно добавить «сладенького» в хмурый день или в скучную беседу. Посмеяться и просто устроить детям «радугу». Вовремя реагирует на ситуацию, разбавляет холодное горячим и устраивает настоящую «горячую» кухню. Даст совет, что и как лучше сделать в ситуации и где подождать 5 минут. Самое главное на «кухне» вожатого это поддержания нужной температуры, делать из обыденных продуктов шедевры!
  4. Рыцарь. У вожатого есть невидимый щит, который защищает его от разрушения нервных клеток. Он не слышит в свой адрес негатива и не позволяет себе отвечать на него.

Политик. Вожатый очень мудрый человек. Он не дает готовое детям, и помогает им создать нужное и помочь это реализовать. Блестяще решает конфликты, видит детей и их интересы, и таланты на сквозь. Не пользуется своим положением для корыстных целей. Доверяет, уважает и любит свой «народ".

свернуть

Сведения необходимые для прохождения предварительного комплектования педагогических кадров ГУО «ЦДОДиМ» на 2018-2019 год.

  1. Заполненная карточка учета педагогического опыта.
  2. Портфолио (обновленное и дополненное образование.
  3. Программа.
  4. Журнал учета работы ОПИ (и медицинские справки для хореографического и спортивного профиля).
  5. Социальный паспорт ОПИ.
  6. Рекомендательная картотека (для тех, кто не сдал).
  7. Репертуар коллектива на следующий уч. год.
  8. Предложения по участию в гостевых днях в летний период и по организации мероприятий на базе Центра летом.
  9. Предложения по мероприятиям для педагогов учреждений образования Партизанского района.

 

 

свернуть

Карточка учета педагогического работника