Развивающее направление

Программа объединения по интересам «НТМ с элементами английского»

Пояснительная записка

Актуальность образовательной программы дополнительного образования «НТМ с элементами английского» обусловлена тем, что значение иностранного языка в жизни современного общества чрезвычайно велико. Освоение основ иностранного языка дает воспитанникам возможность приобщения к одному из общепризнанных и наиболее распространенных средств межкультурного общения, важнейшему источнику информации о современном мире и происходящих в нем процессах, а также обогащения своего коммуникативного опыта, общей и речевой культуры. Обучение иностранному языку призвано реализовывать основную стратегию образования - формирование всесторонне развитой личности, осуществлять идею европеизации образования через диалог культур и цивилизаций современного мира. Начально-техническое моделирование дает возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир бумаги, превратить бумажный лист в облака, снег, радугу, постичь его свойства, структуру насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм, величин.

На сегодняшний день потребность у родителей в подобного рода занятиях, а именно в изучении иностранных языков детьми именно в дошкольный период достаточно велика, что и обеспечивает востребованность и актуальность данной программы.

Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу. К тому моменту у них будет сформировано главное - интерес к дальнейшему изучению английского языка, накоплен определенный объем знаний и развита мелкая моторика рук, что значительно облегчит освоение любой программы обучения английскому языку  и облегчит обучение письму и освоение такого предмета, как художественный труд в начальной школе.

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что обучение английскому языку дошкольников рассматривается как один из предварительных важных этапов, закладывающих правильное произношение, накопление лексического запаса, умение понимать иностранную речь на слух и участвовать в  беседе, а так же развивать образное мышление и мелкую моторику рук. Программа направлена на то, чтобы создать обучающую игровую среду для детей от 3 до 6 лет, в которой дети могли бы в игровой форме знакомиться с английским языком и конструировать поделки из бумаги. Знакомство с иностранным языком в дошкольном возрасте благотворно влияет на общее психическое развитие ребёнка, т.к. предусматривает общее совершенствование речемыслительных процессов, развитие коммуникативных навыков и коммуникативно-речевого такта, так же способствует развитию его речевой культуры, расширению кругозора. Раннее обучение иностранному языку создает прекрасные возможности для того, чтобы вызвать интерес к языковому и культурному многообразию мира, уважение к языкам и культурам других народов. Именно на раннем этапе обучения закладывается интерес к иноязычному общению, а языковая база, приобретенная на занятиях, впоследствии помогает преодолеть страх к освоению иностранной речи, возникающий у некоторых школьников. Возраст 3-6 лет является одним из самых благоприятных для начала изучения иностранного языка и для развития творческих способностей через моделирование простейших игрушек из бумаги и картона. Психологи  отмечают прочность запоминания языкового материала в этом возрасте, ребёнок способен запоминать материал целыми «блоками», которые как бы «впечатываются» в его память. Специалисты отмечают высокую степень развития фонематического слуха. Достаточно быстрое и легкое усвоение языка происходит при условии, что процесс обучения происходит в ходе  игры, так как в этом возрасте игра является ведущим видом деятельности. Игра является способом приобщения к миру взрослых, способом познания. Игровая деятельность способствуют формированию мотивации учения, позволяет легко и непринужденно как бы невзначай запоминать лексику. Поэтому в качестве основного методического приема используется игра, особенно широко используются подвижные игры. В дошкольном возрасте дети любят двигаться, бегать, прыгать, «испытывать» свои возможности (4-6 лет), поэтому особое значение придается подвижным специально разработанным играм, которые помогают усваивать английскую лексику. Так же известно, что дети восприимчивы к музыке, способны много и с удовольствием двигаться под музыку. Учитывая это, значительное внимание в данной программе уделяется музыкальным играм-песенкам, которые дают возможность детям не только много и с удовольствием двигаться и играть, но и непроизвольно запоминать английские слова, фразы и выражения. Записанные носителями языка, такие песенки так же способствуют формированию правильного произношения и развитию навыков аудирования. С этой же целью на занятиях используются небольшие (1-2) минуты мультфильмы и музыкальные мультфильмы для детей, специально созданные носителями языка для обучения иноязычных детей.

       Данная программа предполагает повторение одних и тех же тем на первом и втором  году обучения с усложнением. На втором году обучения добавляется лексический материал, вводятся новые грамматические формы.

Ввиду отсутствия типовых программ по английскому языку и НТМ для дошкольников при составлении программы были использованы материалы книг отечественных и зарубежных авторов, интернет-ресурсы, программа российских коллег по «английскому в движении».

Программа базируется на следующих принципах:

-         личностно ориентированный подход;

-         творческая активность педагога и учащихся;

-         интерес - ведущий мотив и стимул творческой деятельности (обучение без принуждения, следовательно, создание комфортной психологической атмосферы);

-         опора на жизненный опыт детей;

-         принципы систематичности, последовательности, комплексности;

-         единство рационального и эмоционального;

-         принцип креативности;

-         принцип цикличности;

-         принцип сотворчества детей и взрослых;

-         принцип достоверности;

-         принцип постепенности в обучении.

          Цель программы: развитие личности дошкольников через воспитание устойчивого интереса к овладению английским языком, развитие творческих  способностей   и мелкой моторики рук учащихся.

Достижение цели предполагает реализацию воспитательных и развивающих задач на протяжении всего срока обучения следующих задач:

воспитательные:

-       воспитывать  интерес к овладению иностранным языком, формировать гармонично развитую личность;

-       способствовать развитию коммуникативных навыков и навыков совместной игры и обучения в детском коллективе.

-       воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость и терпение;

развивающие:

-      развивать моторику через овладение многообразными ручными операциями;

-      развивать техническое и логическое мышление, пространственное воображение, глазомер, фантазию.

-         развивать сенсорику, образное, техническое и логическое мышление, внимание, пространственное воображение, изобретательность, фантазию;

-         создавать условия, способствующие активному развитию мелкой моторики, координации движений.

Образовательные задачи реализуются по годам обучения.

Организационные условия реализации программы

Данная программа рассчитана на 2 года обучения и ориентирована на учащихся дошкольного возраста  3-7  лет. Программа рассчитана на 72 часа для детей 3-5 лет, занятия проводятся по 1 часу (35 минут - групповое занятие и 25 минут индивидуально-коррекционная работа)  два раза в неделю для первого года обучения;  на 144 часа для детей 5-7 лет по  2 часа (35 минут - групповое занятие и 25 минут индивидуально-коррекционная работа)  2 раза в неделю на втором году обучения.  Количество детей в группе дошкольного возраста по санитарно-гигиеническим нормам  - 8-10 человек.

Учащиеся  должны заниматься в чистом проветриваемом просторном помещении, которое оборудовано соответствующими для данного возраста столами и стульями, имеет предназначенное для двигательных игр пространство с ковровым покрытием.

Нормы пожарной безопасности, беседы по технике безопасности  проводятся для учащихся в ЦДОДиМ в игровой форме, на занятиях, в начале каждой четверти: включают правила поведения в учебных классах, в здании ЦДОДиМ и за его пределами.

Ресурсное обеспечение: магнитофон, CD, DVD, ноутбук или DVD- проигрыватель, наглядный и дидактический материал, игровой материал, бумага, карандаши, клей, ножницы и другие канцелярские принадлежности.

 

Первыйгодобучения

"One, two,  three, play with me!"

 

При реализации программы для первого года обучения определены следующие задачи:

образовательные:

-    формировать у детей положительное восприятие иностранной речи;

-         формировать интерес к играм, способствующим изучению иностранного языка;

-            обучить простейшей лексике;

-         создавать англоязычную среду для детей, которая дает возможность слышать английскую речь и учиться понимать простые слова, фразы.

 

Учебно-тематический план 1-го года обучения

 

№ п/п

Наименование темы

Теория

Практика

Всего

 

Вводное занятие

1

 

1

Анг.: Лексика: приветствие; счет 1-5.

НТМ: Техника оригами.

 

5

5

2

Анг.: Глаголы движения.

НТМ: Движущиеся модели.

 

10

10

3

Анг.: Цвета.

НТМ:Мозаика.

 

9

9

4

Анг.: Животные.

НТМ:Бумажный зоопарк -оригами.

 

9

9

5

Анг.: Семья.

 НТМ:Фоторамки.

 

8

8

6

Анг.: Цветы.

НТМ:Открытки.

 

4

4

7

Анг.: Деревья.

НТМ:Свободное конструирование.

 

10

10

8

Подвижные игры-песенки

 

5

5

9

Игры с элементами начально-технического моделирования

 

10

10

 

Итоговое занятие

1

 

1

 

Итого

2

70

72

 

Содержание программы

 

Вводное занятие.

  Беседа «Мы живем на планете Земля». С детьми обсуждается, где мы живем: выстраивается «цепочка»: квартира, дом, улица, город, страна, континент, планета Земля, Солнечная система. Обсуждается, что помогает нам общаться и понимать друг друга, на каких языках говорят в нашей стране, в других странах. Демонстрируется мультфильм на английском языке. Обсуждается, что в разных странах люди говорят на разных языках. Мы будем «путешествовать» в Англию и учиться понимать английскую речь и разговаривать по-английски.

 

Уметь

произносить

Понимать в сопровождении демонстрацией педагога

'структуры

Greeting (приветствие)

Hello! Good bye!

Nice no meet you! How are you?

Hello! Good bye!

Counting 1-5

One, two, three, four, five.

One, two, three, four, five.

Hello! Good bye!

Практическая работа: игры на знакомство с  детьми.

 

 1. Изучение и усвоение новой лексики: приветствие; счет  от 1 до 5 .

 

НТМ: Техника оригами.

Приемы складывания бумаги. Изготовление базовых форм животных и цветов.

 Практическая работа:

-         Подвижные игры и упражнения, способствующие усвоению лексики. «Веселые зверята», «Кто дальше прыгнет?», «Громко - тихо» и т.д.

-         Игры на усвоение механического счета, а затем на развитие умения сопоставлять названное число числу предметов. «Цветочная поляна», «Найди нужный цветок»

-         Просмотр обучающих мультфильмов и игры, основанные на просмотренном материале: «Сколько пальчиков?» «Жучки-паучки», «Пять маленьких обезьянок» и т.д.

-         Использование тематических песенок и рифмовок, которые сопровождаются необходимыми движениями.

-         Приемы складывания:  лепестки, вогнуть внутрь; комбинированные операции.

2. Глаголы движения.

 

Тема

Лексические единицы:

Речевые ' структуры

Уметь

произносить

Понимать в сопровождении демонстрацией педагога

Action verbs

Run, jump, hop

Run, jump, hop, fall down, stand up, tiptoe, walk, sit down, turn around, take, give me.

Hello! Good bye!

НТМ: Движущиеся модели.

Изготовление моделей машинки на колесах, лодки или плота.

Практическая работа:

-         Подвижные игры и упражнения, способствующие усвоению лексики. «Веселые зверята», «Кто дальше прыгнет?», «Громко - тихо» и т.д.

-         Просмотр обучающих мультфильмов и игры, основанные на просмотренном материале: «Звери на прогулке», «Заколдованный лес», «Попрыгунчики».

-         Построение машины и лодки. Экономное распределение деталей на бумаге и картоне, изготовление и соединение деталей.

-         - Использование тематических песенок и рифмовок, которые сопровождаются необходимыми движениями.

3. Цвета.

Тема

Лексические единицы:

Речевые структуры

 

Уметь

произносить

Понимать

Hello! Good bye!

Colors

Yellow, red, green, blue

What color is it? Give me flower.

Take ... flower

Hello! Good bye!

 

НТМ: Мозаика.

Составление панно и картин при помощи  мозаики.

Практическая работа:

-         Подвижные игры и упражнения, способствующие усвоению лексики. «Светофор», «I can see something Blue», «Громко - тихо» и т.д.

-         Просмотр обучающих мультфильмов и игры, основанные на просмотренном материале: «Whatcolorisit?», «Автопарк», «Волшебный мешочек», «Hungrymouse»

-         Конструирование мозаичных модулей базовых форм. Составление из них цветных орнаментов, панно.

-         Совместное создание цветных коллажей «Весенний парк», «Цветочная ваза»

 

4. Животные.

 

 

 

 

Тема

Лексические единицы:

Речевые структуры: понимать и уметь отвечать на вопрос (по- русски)

 

Уметь

произносить

Понимать

Animals

Dog, cat, mouse, rabbit

Dog, cat, mouse, rabbit, cow, hen, rooster, horse, bear, frog, lion, turtle.

What is your name? Show me

 

НТМ: Бумажный зоопарк оригами.

Плоские и объемные модели животных из бумаги и картона

Практическая работа:

-         Совместный просмотр книжки «Whatisyourname»?

-         Подвижные игры и упражнения, способствующие усвоению лексики. «Funny animals », «Happy Farm », «Громко - тихо», «Cat and Mice» и т.д.

-         Просмотр обучающих мультфильмов и игры, основанные на просмотренном материале: «What is your name?», «Find a ....», «Волшебный мешочек», «Hungry mouse», «Lotto»

-         Конструирование животных в технике плоского оригами и изготовление цельных фигурок животных. Сюжетные композиции со сложенными фигурками.

-         Совместное создание книжки-малышки «Happyfarm».

Тема

Лексические единицы:

Речевые структуры: понимать и уметь отвечать на вопрос (по- русски)

Уметь

Произносить

Понимать

Family

Mummy, Dad Sister, Brother

Mummy, Dad, Sister, Brother

Who is this? What is your name? Show me

5. Семья.

НТМ: Фоторамки .

Изготовление фоторамок и выбор различной фурнитуры для декорирования.

Практическая работа:

-         Подвижные игры и упражнения, способствующие усвоению лексики. «Happy family», «Museum », «Громко - тихо», «Cart and Mice» и т.д.

-         Изготовление фоторамок.

-         Совместное создание альбома «Семейное дерево».

 

6.Цветы.

Тема

Лексические единицы:

Речевые структуры: понимать и уметь отвечать на вопрос (по- русски)

Уметь

Произносить

Понимать

Цветы

 

Cornflower,Iris,

Water lily,Violet,Rose,

Peony,Snowdrop,Sunflower.

Cornflower,Iris,Water lily,Violet,Rose,

Peony,Snowdrop,Sunflower.

 

 

This is a…

 

НТМ: Открытки.

Изготовление открыток в техниках аппликации, оригами, комбинированной технике к различным праздникам.

Практическая работа:

-         Подвижные игры и упражнения, способствующие усвоению лексики. «Happy flowers», «What is it », «Near-near», «Snowdrop» и т.д.

-         Изготовление открыток к праздникам.

  1. Деревья.

Тема

Лексические единицы:

Речевые структуры: понимать и уметь отвечать на вопрос (по- русски)

Уметь

Произносить

Понимать

Деревья

 

Birch,Maple,Olive,Oak,Mountain ash,Fig.

Birch,Maple,Olive,Oak,Mountain ash,Fig.

 

This is a…

 

НТМ: Свободное конструирование.

 Изготовление ранее изученных моделей на вольную тему с добавлением элемента импровизации.

Практическая работа

- изготовление различных моделей в любой технике.

-  развивающиеигры “What is it?”, “Big?”, “Old tree”

8. Подвижные игры-песенки.

Вместе с детьми разучиваются слова песенок и сопровождающие эти слова движения. Если есть мультфильм, созданный на основе той или иной песенки, просматривается несколько раз этот мультфильм, во время просмотра педагог предлагает детям петь песенку вместе с героями

Песенка

Тема

Лексические единицы:

Hello hello

Greeting, action verbs

Can you... stretch up high clap hands stamp feet turn around

Bye bye goodbye

 

Can you... stretch up high clap hands stamp feet turn around

Uh-uh

Agree or disagree

Yes, No

Wiggle-wiggle

Parts of the body

ears, mouth, head, shoulders, knees, toes

Head, Shoulders, Knees and Toes:

Parts of the body

head, shoulders, knees, toes, eyes, ears, mouth, nose

Open shut them

Opposites

Open/Shut, Big/Small, Please/No, thank you, Fast/Slow, Loud/Quiet

Make a circle

Opposites

Big/small. Up/down

If You're Happy ( Simple version)

Emotions Actions

happy, angry, sleepy, scared clap your hands, stomp your feet, say "oh-no!" take

 

 

a nap

We all fall down

Actions

walk, fall, gallop, tiptoe, hop, twirl

One little finger

Parts of the body

finger, head, nose, chin, arm, leg, foot). Up and down

Walking, Walking

Simple actions

walking, hop, running, stop, tiptoe, jump, swimming, sleep.

 

9. Игры с элементами начально-технического моделирования.

          Такие игры развивают у учащихся творческое мышление, возможность совершенствовать навыки ручного  труда, формируют у детей начальные политехнические знания и умения, прививают интерес к технике и при этом совершенствуют знания иностранного языка. Из легко обрабатываемых материалов ребята изготавливают простейшие модели автомобилей, самолетов, кораблей, мастерят игрушки, сувениры, подарки при этом объясняя свои действия на английском.

Игра

Тема

Лексические единицы

Flowers, Flowers

Beautiful world

chamomile,rose,forget-me-not, lily of the valley,cornflower.

Tasty mushrooms

In the forest

boboletus, chanterelle, brown cap boletus, aspen, greasers

Cards…Let`s give it me.

Our party

postcard, souvenir, gift, dream

I will do it.

My dream

Car,bus,plan,dress.

It`s necessary to it

Belarussian dishes

pancakes, cheesecakes, pudding, porridge

Практическая работа

-выполнение учебных работ по формированию навыков моделирования, в частности оригами.

-изготовление панно в технике аппликации и гербария по темам «Beautifulworld», «Intheforest»

-изготовление макета самолета или машины

-совершенствование английской речи при помощи общения на иностранном языке

Итоговое занятие.

        Итоговое занятие проводится в виде открытого урока, где дети в играх и танцах-песенках демонстрируют родителям свои успехи и показывают свои работы.

Второй год обучения "HereIam"

 

  При реализации программы на втором году обучения поставлены задачи углубления знаний, совершенствования приобретённых умений и навыков, полученных в первый год обучения, а также поставлены и новые обучающие задачи:

 -   Создавать англоязычную среду для детей, которая дает возможность не только слышать английскую речь, но и активно самим говорить и использовать накопленные знания;

-         Создавать условия для развития навыков взаимодействия в коллективе;

-         Стимулировать детей к пониманию простой английской речи, пониманию и выполнению команд без опоры на демонстрацию преподавателем.

-     Создавать условия для развития мышления, памяти, внимания.

-  Формировать умения планировать последовательность выполнения действий и осуществлять контроль на разных этапах выполнения работы.

 

Учебно-тематический план 2-го года обучения

 

№ п/п

Наименование темы

Теория

Практика

Всего

 

Вводное занятие

1

-

1

1

Счет 1-20.

НТМ:Техника оригами.

-

9

9

2

Указательные местоимения. НТМ:Оригами-композиции с элементами аппликации.

-

9

9

3

Названия птиц.

НТМ: Бумажные птицы.

-

9

9

4

Изучение основных цветов.

НТМ:Мозаика.

-

9

9

5

Домашние и дикие животные. НТМ:Оригами-конструктор.

-

28

28

6

Семья.

 НТМ: Фоторамки

-

18

18

7

Эмоции и настроение.

НТМ: Куклы.

-

10

10

8

Дополнительная лексика.

-

20

20

9

Подвижные песенки-игры

-

20

20

10

Игры на основе начально-технического моделирования.

-

8

8

 

Итоговое занятие.

1

1

2

 

Итого

2

142

144

Содержание программы

 

Вводное занятие.

Теория. Беседа «Мы живем на планете Земля». С детьми обсуждается, где мы живем: выстраивается «цепочка». Квартира, дом, улица, город, страна, континент, планета Земля, Солнечная система. Обсуждается, что помогает нам общаться и понимать друг друга, на каких языках говорят в нашей стране, в других странах. Демонстрируется мультфильм на английском языке. Обсуждается, что в разных странах люди говорят на разных языках. Мы будем «путешествовать» в Англию и учиться понимать английскую речь и разговаривать по-английски.

Практическая работа: игры на знакомство с детьми.

1. Счет 1-20.

Темы

Лексические единицы:

Речевые структуры

Уметь

произносить

Понимать в сопровождении

 

 

демонстрацией педагога

 

Counting 1-20

One, two, three, four, five, six, seven, eight, nine, ten, eleven, twelve, thirteen, fourteen, fifteen, sixteen, seventeen, eighteen, nineteen, twenty

One, two, three, four, five, six, seven, eight, nine, ten, eleven, twelve, thirteen, fourteen, fifteen, sixteen, seventeen, eighteen, nineteen, twenty

Уметь отвечать на вопрос: Howmany? Выполнять просьбу: Please, count... Please, take... stones.

Продолжается изучение счета, которое проходит в два этапа: обучение счету до 10, в этом случае ставится задача обучению не только механическому счету, но и умению сопоставлять названное число его изображению, развитие умения сосчитать или отсчитать предметы по названному количеству. На втором этапе дети учатся механическому счету от 10 до 20.

НТМ: Техника оригами.

Приемы складывания бумаги. Изготовление базовых форм животных и цветов.

Практическая работа:

-         Игры на усвоение механического счета, «Кто дальше прыгнет?», «Громко - тихо», «One, two, threeplaywithme» и т.д.

-         Игры на развитие умения сопоставлять названное число числу предметов: «Найди нужный цветок» «Волшебное болото», «Собери все цифры», «Найди дом для зверюшек»

-         Просмотр обучающих мультфильмов и игры, основанные на просмотренном материале: «Сколько пальчиков?» «Жучки-паучки», «Пять маленьких обезьянок» и т.д.

-         Использование тематических песенок и рифмовок, которые сопровождаются необходимыми движениями.

-         Игры с книгой Howmany?

-    Изготовление моделей из бумаги и их схем.

2.Указательные местоимения.

Темы

Лексические единицы:

Речевые структуры

Уметь

произносить

Понимать в сопровождении

Указательные местоимения.

I, he, she, it.

You, we, they.

It`s a…

Изучение местоимений проходит  в 2 этапа. На первом преподаватель дифференцирует с детьми местоимения на русском, а потом переходит к изучению их на английском.

НТМ: Оригами-композиции с элементами аппликации.

Создание композиций с помощью вырезания «Аквариум», «Бабочки»

Практическая работа:

-Подвижные игры  «Кто это», «Угадай-ка».

-Игры на дифференциацию.

-Создание оригами-композиций с элементами аппликации, используя указательные местоимения для описания.

3.Названия птиц.

Темы

Лексические единицы:

Речевые структуры

Уметь

произносить

Понимать в сопровождении

Названия птиц

Stork, pigeon, hen, duck, goose, crow, sparrow.

Stork, pigeon, hen, duck, goose, crow, sparrow.

Who is this?

It`s a…

Изучение птиц проходит в 2 этапа: сначала учитель показывает картинки с птицами на русском - дети вспоминают, а потом разучивают на английском.

НТМ: Бумажные птицы.

Конструирование птиц «Петух» и «Воробышек»  в форме плоского и объемного оригами.

Практическая работа:

-Подвижные игры «Воробушки», «Курица и петух», «Гнезда».

-Игры, требующие активного использования лексики: «Цветные дорожки», «Волшебный мешок», «Третий лишний»

-Конструирование птиц в форме плоского и объемного оригами.

4. Изучение основных цветов.

Изучение цветов включает в себя три этапа: первый этап - это ознакомление со всеми цветами и их звучание по-английски. Преподавателю нужно убедиться, что дети знают все названия цветов по-русски для того, чтобы перейти на английскую речь.

На втором этапе создаются ситуации, в которых дети учатся понимать название цветов, сказанные на английском и точно их показывать. На третьем этапе создаются ситуации, в которых детям необходимо самим называть цвета.

Тема

Лексические единицы:

Речевые структуры:

Уметь

произносить

Понимать

Цвета

Yellow, red, green, blue,cream,chocolate,lime,purple.

Yellow, red, green, blue,cream,chocolate,lime,purple.

What is the colour? It`s a…

НТМ: Мозаика.

 Составление панно и картин при помощи  мозаики.

 Практическая работа:

-         Подвижные игры и упражнения, способствующие усвоению лексики. «Светофор», «I can see something Blue», «Громко - тихо», «Волшебное болото», «Hungry mouse» и т.д.

-         Игры, требующие активного использования лексики: «Цветные дорожки», «Волшебный мешок», «Третий лишний»,

-         Просмотр обучающих мультфильмов и игры, основанные на просмотренном материале: «Радуга», «Пчелки», «Гусеница»,

-         Совместное создание цветных коллажей  в технике мозаики : «Весенний парк», «Цветочная ваза»

-         Изготовление четырехугольных орнаментов. Составление из них цветных панно.

5. Домашние и дикие животные.

Тема

Лексические единицы:

Речевые структуры:

Уметь

произносить

Понимать

Animals

Farm animals: Cow, Hen, Sheep, Pig, Duck ,Cat, Dog, Turkey, Sheep Wild animals: Giraffe, Bird, Penguin, Zebra Rabbit, Turtle Bear, Lion, Frog

Farm animals: Cow, Hen, Sheep, Pig, Duck ,Cat, Dog, Turkey, Sheep Wild animals: Giraffe, Bird, Penguin, Zebra Rabbit, Turtle Bear, Lion, Frog

Уметь отвечать на вопрос Whatisthis? Выполнять просьбу: Give me .... Take ... Show me...

Изучение темы проходит в два этапа. Сначала изучаются домашние животные, затем - дикие. Как и в предыдущей теме, изучение лексики постепенное: сначала дети учатся понимать слова и показывать (пассивная лексика), затем преподаватель создает условия для активного использования изученного материала.

 НТМ: Оригами-конструктор.

Плоские и объемные модели животных из бумаги и картона

 Практическая работа:

- Совместный просмотр книжки «Whatisyourname», игры по мотивам этой книжки: «Веселый зоопарк», «Угадай, кто я»

-Подвижные игры и упражнения, способствующие усвоению лексики. «Funny animals », «Happy Farm», «Громко - тихо», «Cat and Mice», «Музей», «Old McDonald had a farm», «Телевизор», «Фотоальбом» и т.д.

-         Просмотр обучающих мультфильмов и игры, основанные на просмотренном материале: «What is your name?», «Find a ....», «Волшебный мешочек», «Hungry mouse», «Lotto»

-         Совместное создание книжки-малышки «Happy farm», «We are going to the Zoo»

-         Изготовление объемных модулей  животных.

 

 

 

6. Семья.

Тема

Лексические единицы:

Речевые структуры:

Уметь

произносить

Понимать

Family

Mummy, Dad

Mummy, Dad, Sister, Brother

Уметь отвечать на вопрос Whoisthis? Выполнять просьбу: Give me .... Take ... Show me...

В этом разделе продолжается изучение темы семьи, добавляется новая

лексика. Используются почти все те же игры, что и на первом этапе обучения, только в усложненном варианте.

 НТМ: Фоторамки.

Изготовление фоторамок и выбор различной фурнитуры для декорирования.

 Практическая работа:

-         Подвижные игры и упражнения, способствующие усвоению лексики. «Happyfamily», «Museum», «Громко - тихо», «CartandMice», «Волшебная дорожка» и т.д.

-         Совместное создание Семейного дерева, творческий проект «Семейный фотоальбом».

-         Просмотр коллекции фоторамок.  Изготовление фоторамок.

7. Эмоции и настроение.

Тема

Лексические единицы:

Речевые структуры:

Уметь

произносить

Понимать

Emotions

Sad

Happy

Hungry

Tired

I'm OK

I'm good

I'm wonderful

Sad

Happy

Hungry

Tired

I'm OK

I'm good

I'm wonderful J

Уметь отвечать на вопрос Howareyou? I am ...

Дети в игровой форме знакомятся со способами выражения своих чувств и эмоций, а так же учатся называть некоторые из них по - английски. Изучение этой темы основано на просмотре и обсуждении видео и игр с песенками. НТМ: Куклы

Изготовление плоских кукол.

Практическая работа:

-         просмотр детских видео роликов

-         игры с песенками «Hello, how are you?», «If you are happy»

-         Подвижные игры «Магазин», «Угадай, что я покажу»

-         Спокойные игры: «Лото», «Угадай, что лишнее», «Угадай загаданное»

-         Конструирование плоских кукол. Декорирование сделанного красками, фурнитурой.

8. Дополнительная лексика.

Тема

Лексические единицы:

Речевые структуры:

Уметь

произносить

Понимать

Greetings

Hello!

What is your name?

Nice to meet you! Big, small.

How are you?

 

Actions

 

Make a circle Sit down! Stand up! Hands up! Hands down! Run, Jump, Hop, Tiptoe,

 

Слова и выражения не заучиваются специально, но предполагается, что педагог постоянно их использует на занятии, своими действиями показывая их значение, таким образом, дети начинают понимать и использовать слова и выражения автоматически.

9. Подвижные песенки-игры.

Вместе с детьми разучиваются слова песенок и сопровождающие эти слова движения. Если есть мультфильм, созданный на основе той или иной песенки, просматривается несколько раз этот мультфильм, во время просмотра педагог предлагает детям петь песенку вместе с героями мультфильма.______

Песенка

Тема

Лексические единицы:

Hello hello

Greeting, action verbs

Can you... stretch up high

10.Игры с использованием начально-технического моделирования.

Игра

Тема

Лексические единицы

Is it a circle?

geometric shapes

circle, square, rectangle, rhombus

Birds or animals?

wild world

swan, frog, sparrow, ostrich, penguin, elephant

It`s really cool.

holidays

garland, ball, santa claus star

I want to do it

profession

doctor, teacher, baker, carpenter, driver

Практическая работа:

-выполнение геометрической композиции из картона и цветной бумаги на плоскости;

-выполнение подарочной коробочки в технике оригами по теме «Holidays»;

-творческо-практический зачет по теме «Profession» с использованием аудиозаписей.

Итоговое занятие.

      Итоговое занятие проводится в виде открытого урока, где дети в играх и танцах-песенках демонстрируют родителям свои успехи.

Прогноз результативности

 После первого года обучения учащиеся  должны уметь:

- понимать просьбы, высказанные на английском языке: Giveme... flower. Take ... flower . Show me …Make a circle! Sit down! Stand up;

-         прощаться и здороваться  по-английски: Hello! Goodbye;

-         отвечать на вопрос: Whoisthis? (Mummy, Dad)

-         отвечать на вопрос: Whatisit? (dog, cat, mouse, rabbit)

-         отвечать на вопрос: What color is it? (Yellow, red, green, blue)

-         по-английски подсчитать или сосчитать предметы от 1 до 5. (пальчики, камушки, цветочки и т.д.)

-         при просьбе «Showme....»  показывать цвета (yellow, red, green, blue);

животных (dog, cat, mouse, rabbit, cow, hen, rooster, horse, bear, frog, lion, turtle); количество предметов (от 1 до 5).

-         вместе с преподавателем выполнять движения соответствующие песенкам;

-         анализировать образец и преобразовывать его по собственному замыслу;

-         создавать оригами-композиции с элементами аппликации при помощи учителя;

-         конструировать и декорировать рамки;

-   создавать простейшие модели техники, животных, цветов;

-   складывать различными приемами бумагу и пользоваться ножницами.

После второго года обучения учащиеся  должны уметь:

-    понимать просьбы, высказанные на английском языке: Give me ... flower;  Take ... flower Show me Make a circle! Sitdown! Standup! Run! Jump;

-    здороваться и прощаться по-английски: Hello! Good bye!

-   отвечать на вопрос: What is your name?

-         отвечать на вопрос: Whoisthis? (Mummy, Dad, Me, Sister, Brother, Baby).

-    отвечать на вопрос: Whatisit? (dog, cat, mouse, rabbit etc.).

-    отвечать на вопрос: What color is it? (Yellow, red, green, blue etc.).

-         по-английски подсчитать или сосчитать предметы от 1 до 10. (пальчики, камушки, цветочки и т.д.).

-    при просьбе «Showme....» показывать:   Цвета (Blue, Red, Yellow, Green, Pink, Purple, Orange);    Животных (Cow, Hen, Sheep, Pig, Duck ,Cat, Dog, Turkey, Sheep, Bird, Penguin, Zebra, Rabbit, Turtle, Bear, Lion, Frog);  Количество предметов (от 1 до 10);   Маму, папу, сестру, брата.

-         вместе с преподавателем или без преподавателя выполнять движения соответствующие песенкам.

-         конструировать простейшие геометрические фигуры , фигуры животных , птиц, человека.

-         пользоваться ножницами и линейкой.

-         складывать различными способами фигурки-оригами цветов и животных.

Методические условия реализации программы

  Для успешной реализации данной программы необходимо учитывать физические и психические особенности развития детей дошкольного возраста, поэтому во время занятий используются сказочные персонажи, которые разговаривают с детьми (устами педагога) по-английски. Это - мышка, плюшевый Буратино, Волшебный мешочек т. д.

  При построении проведения занятий используется ситуативно - предметная наглядность, которая способствует освоению детьми лексико - грамматического материала по заданным темам, так как она эмоционально окрашена, носит игровой характер, служит источником познавательного интереса дошкольников. Учитывая то, что у трехлетних малышей внимание неустойчивое, игры и задания подбираются так, чтобы занятие проходило в активном темпе и различные виды деятельности сменяли друг друга: активная игра, песенка, просмотр мультфильма, спокойная игра. Внимание у детей постарше уже более устойчивое, так что отдельным темам можно уделять больше внимания, что способствует лучшему усвоению материла. Занятия обычно проводятся на ковре, где дети имеют возможность сидеть кругом или полукругом, свободно двигаться.

  Успешному формированию умений и навыков, усвоению и углублению необходимых знаний способствуют следующие формы работы:

-         коллективные подвижные игры для детей;

-         творческие hand-onпроекты (создание книжек, совместных коллажей, альбомов);

-         свободные беседы с детьми на темы, касающиеся изучаемого материала, в ходе которых ребенок получает возможность высказать свое мнение, свои мысли, чувства;

-         совместный просмотр и обсуждение видеороликов и мультфильмов, обучающих фильмов и программ;

-         проведение открытых занятий для родителей и совместных с родителями занятий-праздников;

Для реализации программы объединения по интересам  используются следующие методы:

-         словесный метод (рассказ, объяснение, комментарии);

-         наглядный метод (иллюстрация, демонстрация, показ);

-         практический метод (упражнения, задания);

-         аудиовизуальный (просмотр видео с мультфильмами, обучающими программами);

-         творческие задания для всей группы;

-         коллективные подвижные и спокойные игры;

-         музыкальные игры-танцы.

В процессе занятий используются следующие способы стимуляции и мотивации учения:

-         формирование интереса к учению (подвижные игры);

-         красочный демонстрационный и дидактический материал, учебные пособия;

-         формирование психологически безопасной атмосферы, атмосферы дружелюбия и взаимного доверия.

В течение всего периода работы используются следующие виды и формы контроля:

-         текущий контроль, который осуществляется на каждом занятии и заключается в наблюдении за учащимися в течение занятия за правильностью произношения, использования слов и фраз, заданий, за соблюдением техники безопасности во время игр;

-         тематический контроль, который осуществляется при завершении изучения какой-либо темы и заключается в организации промежуточного итогового занятия (так же основанного на использовании игр, которые дают возможность в полной мере оценить, насколько усвоен материал);

- итоговый контроль, который проходит в конце каждого полугодия

года в виде открытого занятия.

Практически все занятия строятся по следующей схеме:

  1. Приветствие (используется одна из песенок "Hello!")
  2. Песня-игра, которая позволяет настроить детей на занятие.
  3. Разминка - активная игра, которая помогает вспомнить лексику, касающуюся той или иной темы.
  4. Живой круг. Спокойная игра с мячиком, которая помогает вспомнить основные изучаемые фразы, быстро повторить необходимую лексику.
  5. Повторение или изучение новой активной песенки
  6. Просмотр видео
  7. Работа с бумагой и картоном.
  8. Активная игра.
  9. Песенка.
  10. Просмотр     видео.
  11. Время сказать «До свидания!».

    Видеоматериалы для просмотра учащимися:

Мультфильмы

Серия мультфильмов о мышке Maisy. Серия обучающих видео "Mapleleaflearning" Серия обучающих видео "KidsTV123"

 http://genkienglish.net/

English       story books for children

http://wvvw.magickeys.com/books/

http://www.drazee.com/http://www.weekiwis.com/index.html

http://www.kiddyhouse.com/Themes/colors/

http ://www. 1 i 1-fmgers. com/story books/index, php

Сайты с обучающими раскрасками

http://www.honkingdonkey.com/activity-pages/color-by-number/

http://www.coloring-pages-kids.com/coloring-pages/family-people- i obs-coloring-pages/farm-coloring-pages/farm-coloring-pages- images/farm-coloring-page-14.php

свернуть

Программа объединения по интересам «Живая планета»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          Решение глобальных проблем, с которыми столкнулось человечество на рубеже 20-21 веков, дало мощный толчок развитию науки. Проблемы здоровья общества, экологические и продовольственные проблемы можно решить с помощью открытий в области биологии. Поэтому обществу как никогда необходимы специалисты биологического и экологического профиля.

          Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации биологического объединения, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.

          Эколого-биологическое  детское творческое объединение организуется для учащихся 2- 8-х классов, которые уже знакомы по урокам природоведения и биологии с миром живых организмов.

          Среди отличительных особенностей данной дополнительной образовательной программы можно назвать следующие:

  • Охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы;
  • Добавлен раздел изучения особенностей природы города Минска (природные комплексы, растительный и животный мир, природоохранная деятельность);

         Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.

          Занятие позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии и экологии перед учащимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием воспитанников.

          Данная программа была разработана на основе учебников по биологии, экологии, химии, а также была использована программа «Мир растений» Полукарова Н.В. и  Шитова И.В. (Программа для общеобразовательных школ).

           Основополагающие принципы программы:

  • принцип гармонизации личности и среды – ориентация на максимальную самореализацию личности;
  • принцип сознательности – заинтересованное, а не механическое усвоение учащимися знаний и умений;
  • принцип доступности – соответствие учебного материала возрастным и психологическим особенностям;
  • принцип системности – каждое явление рассматривается и оценивается во взаимосвязи с другими процессами и объектами как единое целое.

 

Цель: формирование у учащихся представления о многообразии мира живой природы и способствование развитию навыков исследовательской деятельности в области экологии и биологии.

          Задачи:

 Образовательные:

  • расширить  кругозор;
  • способствовать популяризации у учащихся биологических и экологических знаний;
  • ознакомить с видовым составом флоры и фауны окрестностей; с редкими и исчезающими растениями и животными местности; с правилами поведения в природе;
  • познакомить с биологическими специальностями;
  • формировать приемы, умения и навыки  организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов;

 Воспитательные:

  • воспитывать интерес к миру живых существ;
  • воспитывать ответственное отношение к порученному делу;
  • формировать экологическую культуру и чувство ответственности за состояние окружающей среды;
  • формировать потребность в здоровом образе жизни.

Развивающие:

  • развивать навыки при уходе за комнатными растениями, при составлении и систематизации биологических коллекций и гербариев, а так же навыки работы с микроскопом;
  • развивать навыки общения и коммуникации;
  • развивать творческие способности ребенка.

 

Организационные условия реализации программы

 

         Данная программа рассчитана на 1 год обучения. В объединение по интересам принимаются учащиеся в возрасте от 8 до 15 лет без специальной подготовки.

Общее количество часов

        1 год обучения – 144 (для младшего школьного возраста) 216 (для среднего и старшего школьного возраста).

          1 год обучения –  занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа  для младшего школьного возраста(144 часа в год) или проходят 2 раза в неделю по 3 часа для среднего и старшего школьного возраста(216 часов в год), а также могут проходить 3 раза в неделю по 2 часа – 216 часов в год.

          Количество учащихся по годам обучения: 1 год обучения – 12-15 человек.

                    Формы организации деятельности учащихся на занятиях:                 групповая.

 

 

Ресурсное обеспечение:

  • Наличие  в учебном кабинете компьютера, проектора и экрана.
  • Наличие необходимых учебников и электронных  учебных пособий по биологии.
  • Наличие презентаций уроков  по различным разделам биологии.

Учебно-тематический план

 

№/ месяц

Темы

Количество занятий

Всего

Теория

Практика

 

Вводное занятие.

1

1

1

1

 

 

Природа под микроскопом.

15

23

7

11

8

12

Осенние явления в природе.

16

24

6

10

10

14

Зеленый мир.

16

24

6

10

10

14

Мир животных.

16

24

8

12

8

12

Организм человека

16

24

6

10

8

14

Эволюция природы.

16

24

8

12

8

12

Весна в природе.

16

24

8

12

8

12

Природа под охраной.

14

21

6

8

10

13

Здоровье человека и окружающая среда.

17

26

8

15

9

11

 

Итоговое занятие.

1

1

 

 

1

1

 

Всего

144

216

64

101

80

115

Содержание программы І года обучения

 

Вводное занятие

Презентация программы объединения по интересам. Знакомство с учащимися. Проведение инструктажа по ТБ и ПБ. Экскурсия по ЦДОДиМ.

1.Природа под микроскопом.

Теория. Введение. Методы исследования природы. Правила безопасности и меры первой помощи.  Самые маленькие организмы. Бактерии в жизни человека. Суд над бактерией (деловая игра).

Практика.  Игры на знакомства. Исследования природы с помощью микроскопа. Правила  работы с микроскопом. Приготовление микропрепаратов. Простейшие организмы. Клетки растений и животных.

2.      Осенние явления в природе.

Теория. Введение. Сезонность в природе. Фотопериодизм. Грибное царство. Что мы знаем о грибах. Правила сбора и переработки грибов. Первая помощь при отравлении.

Практика. Осень в жизни растений и животных. Осенние пейзажи. Подготовка выставки и презентации мини-проектов. О чем нам рассказала осень.

3.      Зеленый мир.

Теория. Мир растений. Особенности и многообразие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые растения. Лекарственные растения. Растения красной книги Республики Беларусь.

Практика. Тайны жизни растений. Строение растений и жизнедеятельность. Органы растений и их функции. Гербарий. Определение растений. Опыты.

4. Мир животных.

Теория. Особенности и многообразие животных. В мире позвоночных животных. Животные в жизни человека. Животные красной книги РБ.

Практика. Тайны жизни одноклеточных животных.  Определение членистоногих по рисункам и коллекции. Создание настольной игры «Зоолэнд». Праздничная зоо-викторина. 

5.      Организм человека.

Теория. Человек - особенный. Как появился человек.Выявление доказательств эволюции человека. Факторы здоровья человека. Влияние вредных привычек на здоровье.

Практика. Особенности устройства и работы систем органов человека. Функциональные пробы и исследования работы организма человека. Особенности ВНД человека. Опыт.

6.      Эволюция природы.

Теория. Теория эволюции (от Дарвина до Опарина). Доказательства эволюции. История динозавров. Необыкновенные предки современных теплокровных.

Практика. Начало эволюции. Рождение Земли. Первые «живые» в океане. Эволюционное дерево (аппликация). Завоевание суши. Эволюция сегодня и завтра.

7.      Весна в природе.

Теория. Признаки весны. Весна в жизни растений.Весна в жизни животных.

Практика. Первоцветы под охраной. По страницам красной книги РБ. Вырастить растение своими руками. Основы растениеводства. Выращивание рассады овощных и комнатных растений. Способы вегетативного размножения растений.Весенние пейзажи Международный День птиц.

8.      Природа под охраной.

Теория. Экологические проблемы. Экологические организации. Методы охраны природы.

Практика. Состояние природы нашего города. Исследования состояния природы. ПДК. Экологическая тропа. Экологические проекты.

9.      Изготовление сувениров.

Теория. Здоровье и факторы риска болезни. Здоровье и наследственность. Здоровье и среда жизнедеятельности человека. Здоровый образ жизни.

Практика. Влияние загрязнений среды на здоровье человека. Анализ уровня загрязненности среды жизнедеятельности человека.Культура питания. Анализ  состава пищевых продуктов. Акция: «Если хочешь быть здоров…»

Итоговое отчетное занятие.

Выставка. Игра с элементами выполнения контрольных тестовых заданий.

Прогноз результативностb

          К концу первого года обучения учащиеся должны

знать:

  • основы биологии, экологии, исследовательской деятельности;
  • строение биологических объектов: клеток,  тканей, органов, систем органов, организма растений, животных, человека, грибов, бактерий;

уметь:

  • пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с учебной литературой;
  • объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды.

Методические условия реализации программы.

         При реализации программы используются следующие методы и приемы обучения.

  • Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.
  • Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.
  • Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).
  • Исследовательские методы (при работе с микроскопом).
  • Наглядность: просмотр видео-, компьютерных презентаций, биологических плакатов.

          Среди форм организации контроля и оценки качества знаний дополнительного образования, наиболее эффективно используются такие, как:

 

         1. Тестирование.

         2. Занятие контроля знаний.

         3. Смотр знаний, умений и навыков (олимпиада, викторина, интеллектуальная разминка и прочее).

         4. Дискуссия.

         5. Проектно-исследовательская работа.

         6. Конференция.

       7. Творческий отчет об экскурсии, о проведении опыта, наблюдения, о проведении внеклассного мероприятия.

         8. Отчетная выставка.

Литература

 

Литература для педагогов:

1.      Блукет Н.А.  Ботаника с основами физиологии растений и микробиологии. М., 1975.

2.      Гальперин С.И. Физиология человека и животных. М., Высшая школа, 1977.

3.      Генкель П.А. Физиология растений. М., Просвещений, 1975.

4.      Грин Н. и др. Биология в 3 томах. М., Мир. 1990.

5.      Леонтьва Н.Н.  Анатомия и физиология детского организма. М., Просвещение, 1978.

6.      Петерман М. Интересна ли ботаника? М.,  Мир, 1980.

7.      Практическое руководство по физиологии растений.

8.      Хрипкова А.Г. Физиология человека. М., Просвещение, 1980.

9.      Якушкина н.И. Физиология растений. М., Просвещение, 1980.

Литература для учащихся:

1.      Васильева  Е.М. Эксперимент по физиологии растений в средней школе. М., Просвещение, 1978.

2.      Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиены человека. М., Просвещение, 1989.

3.      Зверев  И.Д. Человек. Организм и здоровье. М., Вентана –Граф, 2000.

4.      Хрипкова А.Г. Физиология человека. М., Просвещение, 1982.

Использование интернет сайтов:

-       www.artfolk.by ;

-       www.wikipedia.org;

-       www.df-floristika.ru;

-       www.floristika.of.by;

-       www.flormaster.by.

 

 

 

 

 

 

 

 

свернуть

Программа объединения по интересам «Средневековые ремёсла»

 

Пояснительная записка

         Каждый человек, взрослея, проходит через социализацию: ищет своё место в обществе, познаёт окружающий мир и культурное наследие прошлого, нарабатывает круг общения, знакомится с различными областями человеческой деятельности и выбирает свою будущую профессию, исходя из своих склонностей и приобретаемых навыков. Школа, а в последствие средние и высшие учебные заведения, закладывают основной фундамент знаний, необходимый каждому члену современного общества. Но за рамками точных и гуманитарных наук остаётся большая область жизни подростка, в которой он ищет личностной самоидентификации, ответа на вопрос «Кто я и каково моё место в мире?». Помочь найти ответ на этот вопрос, поддержать и направить молодого человека – одна из основных задач деятельности всех учреждений дополнительного образования.

         Внешкольная педагогика, направленная на эффективное использование свободного времени и досуга подростка, ставит перед собой задачи развития внутренних сил человека, его самоценности и самозначимости. Для этого необходимо создание условий для самореализации и социализации личности через культуротворческую, активно-познавательную, социально-полезную деятельность. Это тем более важно, когда речь идет о формировании личности молодого человека, о поисках подрастающим поколением своего места в обновляющем обществе.

         Одной из самых действенных и эффективных форм работы по формированию социально активной личности представляется клубная деятельность. Клубы, как объединения подростков по интересам предоставляют прекрасную возможность получить разнообразные практические и теоретические знания в определенной жизненной сфере, развить коммуникативные навыки, научиться планированию своей деятельности и взаимодействию с другими членами коллектива. Одним из таких объединений является военно-исторический клуб Уния «Меч и Ворон», при котором функционируют многочисленные объединения по интересам «Средневековые ремёсла», «Средневековый костюм», «Средневековые танцы» и т.д.

         Так, объединение по интересам «Средневековые ремёсла» является молодёжным объединением любителей средневековой истории, а также тех, кто интересуется материальной культурой вышеназванного периода и её практической реконструкцией. Уделяется особое внимание теории и практике исторического оружейного мастерства, реконструкции оружия.

         Программа данного объединения является познавательной, так она знакомит, расширяет и даёт новые знания по истории средневекового периода, и, кроме того, позволяет заполнить активным содержанием свободное время учащейся молодежи. Она даёт возможность своими руками изготовить историческое оружие, ювелирные изделия и аксессуары, научиться работе с деревом, кожей, металлом, открывает радость созидательного труда.

         Внешняя привлекательность, романтизм, нестандартность, элемент игры и поиска всё это является важными моментами обучения и должно заинтересовать современную молодежь.

         Документальными источниками воссоздания и реконструкции ремёсел средневековья являются научные труды отечественных и зарубежных авторов, летописи, миниатюры, скульптуры, живописные полотна.

         Программа разработана на основании изучения типовых программ, специальной литературы, опыта педагога и адаптирована к условиям образовательного процесса в УДО.

         Педагогические идеи, принципы.

         Педагогическая идея состоит в том, чтобы помочь каждому учащемуся стать свободной творческой и ответственной личностью; научить их лучше понимать процесс жизни, уметь ориентироваться в ней, быть способными найти своё индивидуальное место в жизни. Для этого необходимо создать обстановку комфортности, безопасности для учащихся, атмосферу уважительности друг к другу на занятиях и в других взаимоотношениях, а также развивать у учащихся способность мыслить свободно, творчески.

Принципы, лежащие в основе реализации программы:

- личностно-ориентированный подход;

- связь теории с практикой;

- вариативности;

- креативности.

         Личностный подход предполагает помощь учащимся в осознании себя личностью.

         Связь теории с практикой. Качество обучения проверяется, подтверждается и направляется практикой.

         Принцип вариативности – возможность варьировать темп занятий, практическую деятельность, творческо - игровую деятельность, исходя из заинтересованности и подготовленности учащихся, а также наличия наглядного и дидактического материала.

         Принцип креативности – формирование потребности у учащихся в творчестве.

         Цель: развитие творческих способностей учащихся, включение их в творческий процесс воссоздания и реконструкции средневековых ремёсел, формирование ценностного отношения к историческому наследию.

Педагогические задачи реализуются путём:

- обучения учащихся на занятии;

- включения в творческий процесс;

- посещения выставок;

- проведения выставок и турниров;

- участия в показательных выступлениях и фестивалях средневековой культуры.

Для реализации цели образовательной программы необходимо выполнение актуальных на протяжении всего срока обучения образовательных, воспитательных и развивающих задач.

Образовательные:

- познакомить учащихся с историей, традициями средневековья;

- познакомить с творчеством знаменитых мастеров эпохи средневековья;

- дать знания по технике безопасности и организации рабочего места;

- обучить основам работы с металлом, деревом, кожей;

- обучить работе с различными инструментами;

- обучить технологии изготовления доспехов и наступательного вооружения;

- обучить технологии изготовления ювелирных изделий и аксессуаров.

Воспитательные:

- воспитывать у молодежи уважительное отношение к истории, традициям средневековья;

- создать благоприятные условия для развития интеллектуального и творческого потенциала учащихся;

- формировать активность, трудолюбие, аккуратность;

- воспитывать самостоятельность и творческий подход в работе;

- формировать нравственно-этические нормы поведения в коллективе и социуме.

Развивающие:

- развивать художественный вкус;

- развивать творческое воображение и фантазию;

- развивать творческую активность;

- развивать коммуникативную культуру.

 

Организационные условия реализации программы

 

         Программа рассчитана на учащихся старших классов и учащуюся молодежь.

         Общее количество часов- 324, 9 часов в неделю, занятия проходят 3 раза в неделю по 3 часа.

Норма наполняемости групп – 12-15 человек.

         Форма организации образовательного процесса – групповая.

         В ходе реализации программы должны выполняться санитарно-гигиенические нормы и правила техники безопасности. При зачислении в объединение необходимо наличие медицинской справки.

         Для реализации программы необходимо:

- наличие просторного хорошо освещённого кабинета, мастерской;

- наличие мебели;

- наличие учебных методических пособий, литературы;

- наличие дидактического и наглядного материала;

- наличие медицинской аптечки.

 

 

Учебно-тематический план

 

п\п

 

Наименование темы

 

Теория

 

Практика

Общее количество часов

 

Вводное занятие

3

-

3

Технология изготовления доспехов и наступательного вооружения XII-XIII веков.

20

70

90

Технологии изготовления ювелирных изделий и аксессуаров.

10

15

25

Технологии изготовления доспехов и наступательного вооружения XIV-XV веков.

40

120

160

История, происхождение и развитие цеховых ремесел.

12

-

12

Формирование выставки оружия.

6

6

12

Технологии хранения доспехов и оружия.

6

9

15

Знаменитые мастера-оружейники и их клейма.

10

4

14

 

Итоговое занятие

3

-

3

 

Итого

110

214

324

Содержание программы

 

Вводное занятие.

         Цели и задачи объединения. Основные направления деятельности. Техника безопасности. Экскурсия по клубу.

Тема 1. Технологии изготовления доспехов и наступательного вооружения XII-XIII веков.

Теория. Виды оружия.Оборонительное оружие и снаряжение. Оружие нападения. Древковое оружие. Ударное оружие. Комбинированное оружие. Метательное оружие. Военные атрибуты. Турнирное вооружение.

         Практика. Изготовление доспехов и наступательного вооружения XII-XIII веков.

         Тема 2. Технологии изготовления ювелирных изделий и аксессуаров.

Теория. Материалы для изготовления ювелирных изделий и инструментов. Инструменты для изготовления ювелирных изделий и аксессуаров.

         Практика. Операции процесса изготовления ювелирных изделий и аксессуаров. Изготовление ювелирных изделий и аксессуаров.

         Тема 3. Технологии изготовления вручную доспехов и наступательного вооружения XIV-XV веков.

Теория. Виды оружия. Оборонительное оружие и снаряжение. Оружие нападения. Древковое оружие. Ударное оружие. Комбинированное оружие. Метательное оружие. Военные атрибуты. Турнирное вооружение.

Практика. Изготовление доспехов и наступательного вооружения XIV-XV веков.

         Тема 4. История, происхождение и развитие цеховых ремесел.

Теория. История  происхождения и развитие цеховых ремёсел. Зарождение цеха. Становление цехового общества. Цеховое общество в XVIвеке.       

         Практика. Просмотр видеоматериалов, архивных документов, альбомов с иллюстрациями.

         Тема 5. Формирование выставки оружия.

         Теория. Технологии и подходы к формированию выставочных экспозиций.

         Практика. Создание экспозиции выставки.

         Тема 6. Технология хранения доспехов и оружия.

         Теория. Принципы и технологии хранения оружия и доспехов.

         Практика. Хранение оружия, консервация оружия.

         Тема 7. Знаменитые мастера-оружейники и их клейма.

         Теория. Мастера-оружейники эпохи средневековья. Право обладание.

         Практика. Ознакомление с клейма работами знаменитых мастеров.

         Итоговое занятие. Проходит в форме выставки работ и подведение итогов обучения.

Прогноз результативности

По окончании обучения учащиесядолжны

знать:

- технику безопасности;

- технологии изготовления доспехов и наступательного вооружения XII-XIII веков;

- технологии изготовления ювелирных изделий и аксессуаров;

- технологии изготовления доспехов и наступательного вооружения XIV-XV веков;

- историю, происхождение цеховых ремёсел;

- основы формирования выставки;

- технологии хранения доспехов и оружия;

- знаменитых мастеров средневековья.

Уметь:

- соблюдать технику безопасности при выполнении работ;

- изготавливать доспехи и наступательное вооружение XII-XIII веков;

- изготавливать ювелирные изделия и аксессуары;

- изготавливать доспехи и наступательное вооружение XIV-XV веков;

- формировать экспозицию выставок;

- хранить доспехи и оружие.

 

Методические условия реализации программы

 

         Процесс обучения в объединении по интересам «Средневековые ремёсла» должен стать для учащихся ярким, запоминающимся событием, привносящим в их жизнь элемент игры, поиска и дающим возможность для проявления творческого подхода. Для работ с учащимися используются наглядные пособия: чертежи, фото, видеозаписи, пошаговые описания технологии изготовления изделия.

         В процессе реализации программы используются следующие методы и формы обучения: рассказ, объяснение, беседа, иллюстрация и демонстрация, практическая работа.

         Формы организации воспитательного процесса: экскурсии, конкурсы, выставки, фестивали, турниры.

         Способы организации педагогического взаимодействия и приёмы, включения учащихся в творческий процесс:

- создание условий для развития познавательных и творческих интересов;

- расширение кругозора;

- организация коллектива;

- создание положительного микроклимата;

- привлечение к общественно-полезной благотворительной деятельности.

         Диагностика личности учащихся осуществляется совместно с СППС.

         Используются такие методы диагностики как наблюдение, анкетирование, тестирование.

Виды и форм контроля усвоения знаний.

         Текущий контроль осуществляется педагогом на каждом занятии (контрольные, вопросы, задания, карточки).

         Тематический контроль после прохождения каждой темы (творческие задания).

         Итоговый контроль в конце учебного года.

         Итоговое занятие проходит в виде выставки работ.

         При реализации программы используется  дидактический и наглядный материал, интернет-ресурсы.

Ресурсное обеспечение:

- обширная документальная база;

- специализированный инструмент для обработки металла;

- материалы для работы (сталь, кожа, дерево и т.д.);

- материалы для обработки различных поверхностей.

Интернет-ресурсы:

- the Company of Saynt George.com

- sword – and – raven.org

- tforum.ru

- XIIIc.ru

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ЛИТЕРАТУРА

 

Литература для педагога.

  1. Вейс, Герман. История цивилизации: архитектура, вооружение, одежда, утварь «Темные века и средневековье». Том II, - М.: ЭКСМО - Пресс, 1998.
  2. Берк П. Народная культура Европы раннего Нового времени .- Мн.:, Технология, 1999.
  3. Иванов К. А. Многоликое средневековье. – М.: Алтейа, 2001.
  4. Носов К.С. Рыцарские турниры.- СПб.: Полигон, 2002.
  5. Руа Ж.Ж. История рыцарства. - М.: Алтейа, 1996.
  6. Рыцари. Энциклопедия. – М.: Росмэн, 2001.
  7. Смирнова Е. Д. и др. Средневековый мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник. – Мн.: Беларусь, 1999.
  8. Хейзинга, Йохан. Осень Средневековья. Том I. – М.: Издательская группа «Прогресс» – «Культура», 1995.

Литература для учащихся.

1. Смирнова Е. Д. и др. Средневековый мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник. – Мн.: Беларусь, 1999.

2. Постуро, Мишель. Повседневная  жизнь Франции и Англии во времена рыцарей круглого стола. – М.: Молодая гвардия, 2001.

  1. Koci J., Vondruska V. Pamatky narodni minulosti – Praga, 1989.
  2. Oakeshott E. The Sword in the age of chivalry – The Bovofell press, 1997/
  3. Schobel J. Prunkwaffen – DDR, Berlin, 1983.
  4. Zygulski Z. Stara bron – Warszawa, 1984.
  5. Аносов П.П. Собрание сочинений – Москва, «Академия наук СССР», 1954.
  6. Белорыбкин Г. Н. Залотаревское поселение – С-Пб, 2001.
  7. Бехайм В. Энциклопедия оружия. – СПб., 1995.
  8. Большая иллюстрированная энциклопедия древностей – Чехословакия; Артия, 1980.
  9. Винклер, фон, П. Оружие. – М., 1992.
  10. Горелик М. В. Оружие Древнего Востока. – М., 1993.
  11. Егер О. Средние века. – СПб., 1997.
  12. Синкенкес Дж. Руководство по обработке драгоценных и поделочных камней – Москва, «Мир», 1998.
  13. Хейзинга, Йохан. Осень Средневековья. Том I. – М.: Издательская группа «Прогресс» – «Культура», 1995.
  14. Шуман В. Мир камня – Москва, Мир, 1986.

 

 

 

 

 

свернуть

Программа объединения по интересам «ЮИД»

Пояснительная записка

Программа объединения по интересам «ЮИД»- это социально-образовательная программа, направленная на изучение и развитие знаний основ безопасной жизнедеятельности. Объединение по интересам «ЮИД» ориентировано на общечеловеческие ценности,  социальное становление и развитие молодежи.

Проблема обеспечения безопасности дорожного движения остро стоит во всём мире. Огромный ущерб, который наносит государству дорожно-транспортный травматизм, позволяет отнести его к основным угрозам современности. Прогноз динамики автоаварий в мире, проведённый международными экспертами, свидетельствует о том, что, если не предпринять необходимых мер, смертность и инвалидность к 2020 году возрастут на 67%.

Любой из нас может оказаться в неожиданной, неприятной и, возможно, опасной ситуации. Для того чтобы помочь себе в трудную минуту, необходимы знания и умения. Нужно учить предвидеть опасную ситуацию на дорогах и возможные её последствия. Владение ситуацией поможет обойти опасность, сократить неоправданный риск, сберечь здоровье и даже жизнь. Первый шаг к предупреждению и умению вести себя в опасной ситуации – это знание возможных опасностей, изучение причин их возникновения и выполнение рекомендаций по безопасному поведению. Этот процесс необходимо организовать, учитывая потребность подрастающего поколения в образовательных услугах,  инициативу и самодеятельность самих детей. Именно в этом и заклю­чается социально-образовательная направленность программы.

В жизни довольно часто с бедой оказываешься один на один, и приходится преодолевать её самому. Поэтому, попав в опасную ситуацию, человек должен уметь не теряться и найти путь к спасению. Ребёнок должен обладать определенным запасом знаний, умений и навыков. В такой ситуации кроме физических сил и упорства обязательно понадобятся знания об опасностях, о способах их преодоления и выживания. Необходимо подготовить подрастающее поколение к безопасной жизнедеятельности.

Деятельность юных инспекторов движения направлена на гражданское и патриотическое воспитание, обучение безопасной жизнедеятельности подрастающего поколения, развитие спорта.

Программа направлена на гражданско-патриотическое воспитание, психологическую подготовленность и получение навыков безопасной  жизнедеятельности.

В процессе занятий происходит организованное взаимодействие учащихся и педагога, закрепляется позитивный опыт пребывания в коллективе, формируется способность к коллективному взаимодействию, обеспечивается возможность развития умения и навыков, привлечение учащихся к изучению основ безопасной жизнедеятельности, пропаганде безопасности среди детей и подростков, привлечение их к занятиям спортом; организация и проведение праздников, концертов, спортивных состязаний, участие в различных формах благотворительной деятельности, оказание всесторонней безвозмездной помощи.

Деятельность юных инспекторов движения включает в себя:

Информационно-пропагандистская деятельность:

  • выпуск стенгазет, молний, боевых листков;
  • работа агитбригады;
  • проведение бесед, викторин, кинолекториев, игр по ПДД;
  • проведение конкурсов рисунков, стихов, инсценированных сказок по ПДД;
  • оказание помощи воспитателям в выработке у малышей и младших школьников навыков безопасного поведения на дорогах.
  1. Патрульная деятельность:
  • рейды (вместе со взрослыми) по улицам с целью выявления и предупреждения нарушений ПДД со стороны детей и подростков;
  • дежурство на наиболее оживлённых перекрёстках (совместно с представителем ГАИ) «Безопасная дорога в школу»;
  • дежурство у пешеходных переходов возле школы.
  1. Работа на автоплощадке по ПДД:
  • оборудование площадки дорожными знаками, предметами наглядности;
  • проведение практических занятий по ПДД;
  • проведение соревнований юных велосипедистов.

Программа базируется на следующих принципах.

Личностно-ориентированный подход. Принцип личностного подхода предлагает помощь педагога воспитаннику в осознании себя личностью, в выявлении своих возможностей, становлении самосознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения.

Системность. Все знания, получаемые обучающимися, систематизированы от простого к сложному, от главного к второстепенному, от общего представления к достаточно детальному изучению и приобретению навыков использования полученного знания (опыта).

Опора на жизненный опыт учащихся.

Принцип национально-культурной основы обучения и воспитания. Понятие «личность» является исторически конкретным. Каждое общество формирует присущий ему тип личности. В процессе занятий в объединении по интересам обращается особое внимание на культурные традиции белорусского народа.

Творческая активность педагога и учащихся.

Интерес – ведущий мотив и стимул творческой деятельности (обучение без принуждения, следовательно, создание комфортной психологической атмосферы);

Единство рационального и эмоционального.

Цель: получение учащимися знаний и умений основ безопасной жизнедеятельности; популяризация движения юных инспекторов движения.

Достижению поставленной цели будет способствовать решение в течение всего срока реализации программы образовательных, воспитательных и развивающих задач.

Образовательные:

  • обучить основам безопасной жизнедеятельности подрастающего поколения;
  • изучить Правила дорожного движения;
  • ознакомить с техникой оказания первой помощи пострадавшим;
  • обучить практическим методам предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма;
  • привлечь школьников к пропаганде правил безопасного поведения на дорогах;
  • организовать работу с юными велосипедистами;

Воспитательные:

  • воспитывать гражданина и патриота;
  • воспитывать патриотизм, активную жизненную позицию, чувство долга, предприимчивость;
  • воспитывать коллективизм, дисциплинированность, ответственность за свои поступки;
  • формировать ценностные основы нравственности, поведенческих норм.

Развивающие:

  • развивать навыки проведения работы по пропаганде правил дорожного движения;
  • развивать интерес к познавательной деятельности;
  • развивать творческие способности учащихся;
  • развивать умения соотносить свои интересы с потребностями коллектива.

 

Организационные условия реализации программы.

Программа объединения по интересам «ЮИД» рассчитана на 1 год обучения (108 часов на одну группу). Занятия проводятся 1 раз в неделю по 3 часа на группу. В объединении занимаются учащиеся 10-15 лет.

Помещение, в котором проходят занятия, соответствует санитарно-гигиеническим нормам, нормам техники безопасности и пожарной безопасности, с хорошим освещением, отоплением, вентиляцией, снабженным всеми необходимыми приспособлениями и инструментами.

Материально-техническое обеспечение: велосипеды, препятствия для фигурного вождения на велосипедах, бумага для рисования, цветная бумага, ватман, ножницы, клей, цветные карандаши, фломастеры, краски, тетради, бинты, шины и т.д.

Учебно-тематический план

 

№ п/п

Название темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

 

Вводное занятие. Правила техники безопасности.

3

2

1

  1.  

Фигурное вождение велосипеда.

33

3

30

  1.  

Изучение правил дорожного движения. 

30

24

6

  1.  

Вождение велосипеда в условиях, аналогичных реальному дорожному движению. Автогородок.

12

3

9

  1.  

Внимательный участник дорожного движения.

6

3

3

  1.  

Основы оказания первой помощи пострадавшим.

21

9

12

  1. 7.

Итоговое занятие         .

3

1

2

 

Всего:

108

45

63

 

Содержание программы

Вводное занятие.

Цели и задачи объединения по интересам, план работы. Знакомство с формами организации труда, правилами внутреннего распорядка, требованиями по технике безопасности, противопожарными мерами. Знакомство с детьми, с принципами работы в группе.

Тема 1. Фигурное вождение велосипеда.

Теория. Лекции, рассказы: техника проезда прямолинейных этапов, слаломов, препятствий «остановка на месте», «перенос предмета», «прыжок через препятствие» и т.д.

Практика. Отработка равновесия, проезда прямолинейных этапов, слаломов, движение по кругу, «восьмёрка», отработка проезда препятствий «остановка на месте», «перенос предмета», «прыжок через препятствие» и т.д.

Тема 2. Занятие по изучению правил дорожного движения      .

Теория. Лекции, рассказы: общие положения ПДД, движение на велосипедах и мопедах, права и обязанности пешеходов, водителей, других лиц в особых случаях, сигналы регулировщика и светофоров, скорость движения транспортных средств, проезд перекрёстков, маневрирование, дорожные знаки, дорожная разметка и др.

Практика. Проведение игр «Я – водитель», «Регулировщик», проведение практических занятий в компьютерном классе по темам: общие положения ПДД, движение на велосипедах и мопедах, права и обязанности пешеходов, водителей, других лиц в особых случаях, сигналы регулировщика и светофоров, скорость движения транспортных средств, проезд перекрёстков, маневрирование, дорожные знаки, дорожная разметка и др.

Тема 3. Вождение велосипеда в условиях, аналогичных реальному дорожному движению. Автогородок.

Теория. Лекции, рассказы: жесты велосипедиста, техника выполнения действий: начало движении, парковка, проезд перекрёстков, финиш и т.д.

Практика. Отработка выполнения действий с использованием жестов велосипедиста: начало движении, парковка, проезд перекрёстков, финиш и т.д.

Тема 4. Внимательный участник дорожного движения

Теория. Лекция, рассказ: внимательный участник дорожного движения.

Практика. Проведение игр на развитие внимания, проведение практических занятий в компьютерном классе.

 Тема 5. Оказание первой помощи пострадавшим.

Теория. Лекции, рассказы: основы оказания первой помощи, виды ран и способы их обработки, виды повязок и способы их наложения, кровотечения, приёмы их остановки, техника непрямого массажа сердца и искусственного дыхания, переломы, способы транспортировки пострадавшего, ожоги, обморожения, шок, обморок.

Практика. Наложение повязок, способы обработки ран, приёмы остановки кровотечений, техника непрямого массажа сердца и искусственного дыхания, наложение шин при переломах, отработка способов транспортировки пострадавшего, оказание первой помощи при ожогах, обморожениях, шоке, обмороке.

Итоговое занятие. Обсуждение результатов за год.

Практика. Составление коллажа на тему «Чему мы научились?» или «Чемодан». Рефлексия.

 

Прогноз результативности

 

Иметь знания, умения и навыки:

- в области гражданско-патриотической направленности;

- в области безопасности жизнедеятельности;

- иметь практические знания по правилам дорожного движения;

- иметь практические знания по оказанию первой помощи пострадавшим;

- иметь практические знания по организации работы среди детей и подростков по пропаганде дорожной безопасности, изучению основ безопасной жизнедеятельности;

- в области привлечения молодежи к обеспечению безопасности на дорогах, привлечения школьников к пропаганде правил безопасного поведения на дорогах;

- в области овладения практическими методами предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма;

- уметь проводить анализ и выстраивать перспективы собственной деятельности.

 

Методические условия реализации программы

 

Программа содержит теоретические и практические основы безопасности жизнедеятельности. В процессе реализации программы используются различные формы работы: лекции, рассказы, беседы, коллективная и индивидуальная работа, ролевые и деловые игры, проведение рейдов. Все это способствует самовыражению и максимальному раскрытию творческого потенциала учащихся. Эти формы работы направлены на сплочение коллектива, развитие чувства взаимовыручки и взаимоуважения, позволяют лучше узнать себя и других.

В течение всего учебно-воспитательного процесса обучающиеся принимают участие в мероприятиях, проводимых в ЦДОДиМ «Виктория», МГДДиМ, где могут реализовать полученные умения и навыки в области основ безопасной жизнедеятельности.

Педагог может вносить в программу изменения: сокращать или расширять материал по отдельным темам, включать дополнительные теоретические подтемы и практические работы.

Для реализации программы используются следующие интернет-ресурсы: www.koob.ru, www.go2.bsu.by, www.vch.narod.ry.

 Литература

Литература для педагога.

  1. Буткевич В.В. Гражданиское воспитание детей и учащейся молодежи. – Мн.: НИО, 2007.
  2. Заводова Т.Е. Организаторам детского движении. – Мн.: Красико-Принт, 2005.
  3. Захарова С.Н. Гражданином быть обязан: Основы гражданского образования: Метод. пособие. – Мн.: Ред. науч.-метод. журн. «Пачатковая школа», 2003.
  4. Макаренко А.С. Детское движение. – Мн: Красико-Принт, 2004.
  5.  Минич О.А., Хаткевич О.А. Идейно-нравственное воспитание. – Мн.: Красико-Принт, 2005.
  6. Фролов М.П., Шолох В.П., Юрьева М.В., Мишин Б.И. Основы безопасности жизнедеятельности. – М.: Астрель, 2012.
  7. Первая помощь: Справочное пособие – Мн.: Евроферлаг, 1999.
  8. Национальный центр правовой информации РБ Правила дорожного движения. – Мн.: 2011.

 

Литература для учащихся.

  1. Фролов М.П., Шолох В.П., Юрьева М.В., Мишин Б.И. Основы безопасности жизнедеятельности. – М.: Астрель, 2012.
  2. Первая помощь: Справочное пособие – Мн.: Евроферлаг, 1999.
  3. Национальный центр правовой информации РБ Правила дорожного движения. – Мн.: 2011.

 

 

свернуть