Страничка психолога

10 советов родителям подростков

развернуть

В подростковом возрасте дети начинают оценивать жизнь своих родителей. Подростки, особенно девочки, обсуждают поведение, поступки, внешний вид мам и пап, учителей, знакомых. И постоянно сравниваюpodrostkiт. В какой-то момент результат этого сопоставления скажется на ваших отношениях с сыном или дочерью. Он может быть для вас как приятным, так и неприятным. Так что, если не хотите ударить в грязь лицом, начинайте готовиться к этой оценке как можно раньше.

2. Главное в ваших взаимоотношениях с ребенком – взаимопонимание. Чтобы его установить, вы должны проявлять инициативу и не таить обид. Не следует как идти на поводу у сиюминутных желаний ребенка, так и всегда противиться им. Но если вы не можете или не считаете нужным выполнить желание сына или дочери, нужно объяснить – почему. И вообще, больше разговаривайте со своими детьми, рассказывайте о своей работе, обсуждайте с ними их дела, игрушечные или учебные, знайте их интересы и заботы, друзей и учителей. Дети должны чувствовать, что вы их любите, что в любой ситуации они могут рассчитывать на ваш совет и помощь и не бояться насмешки или пренебрежения.
Поддерживайте уверенность детей в себе, в своих силах, в том, что даже при определенных недостатках (которые есть у каждого) у них есть свои неоспоримые достоинства. Стратегия родителей – сформировать у ребенка позицию уверенности: «все зависит от меня, во мне причина неудач или успехов. Я могу добиться многого и все изменить, если изменю себя».
В воспитательном процессе недопустима конфронтация, борьба воспитателя с воспитанником, противопоставление сил и позиций. Только сотрудничество, терпение и заинтересованное участие воспитателя в судьбе воспитанника дают положительные результаты.

3. Удивляйте – запомнится! Тот, кто производит неожиданное и сильное впечатление, становится интересным и авторитетным. Что привлекает ребенка во взрослом? Сила – но не насилие. Знания – вспомните, например, извечные «почему?» у малышей. На какую их долю вы сумели понятно и полно ответить? Ум – именно в подростковом возрасте появляется возможность его оценить. Умения – папа умеет кататься на лыжах, чинить телевизор, водить машину... А мама рисует, готовит вкусные пирожки, рассказывает сказки... Внешний вид – его в большей мере ценят девочки. Жизнь родителей, их привычки, взгляды оказывают гораздо большее влияние на ребенка, чем долгие нравоучительные беседы. Немаловажное значение для подростков имеют и ваши доходы. Если вы в этой области конкурентоспособны, подумайте заранее, что вы можете положить на другую чашу весов, когда ваш подросший ребенок поставит вас перед этой проблемой.

4. Вы хотите, чтобы ваш ребенок был крепким и здоровым? Тогда научитесь сами и научите его основам знаний о своем организме, о способах сохранения и укрепления здоровья. Это вовсе не означает, что вы должны освоить арсенал врача и назначение различных лекарств. Лекарства – это лишь «скорая помощь» в тех случаях, когда организм не справляется сам. Еще Тиссо утверждал: «Движение как таковое может по своему действию заменить все лекарства, но все лечебные средства мира не в состоянии заменить действие движения». Главное – научить организм справляться с нагрузками, прежде всего физическими, потому что они тренируют не только мышцы, но и все жизненно важные системы. Это труд немалый и регулярный, но за то и дается человеку «чувство мышечной радости», как назвал это ощущение почти сто лет назад великий врач и педагог П.Ф. Лесгафт. Конечно, физические и любые другие нагрузки должны соответствовать возрастным возможностям ребенка.
Кстати, только физические упражнения, в том числе и на уроках физкультуры, могут смягчить вред от многочасового сидения за партой. Так что не спешите освобождать ребенка от физкультуры. Это не принесет ему даже временного облегчения в напряженной школьной жизни. Даже если у него есть хроническое заболевание (и тем более!), ему необходимо заниматься физкультурой, только по специальной программе. 
И совершенно необходимо, чтобы ребенок понимал: счастья без здоровья не бывает.

5. Сколько времени в неделю вы проводите со своими детьми? По данным социологических опросов, большинство взрослых в среднем посвящают детям не более 1,5 часа в неделю! И как сюда втиснуть разговоры по душам, походы в театр и на природу, чтение книг и другие общие дела? Конечно, это не вина, а беда большинства родителей, которые вынуждены проводить на работе весь день, чтобы наполнить бюджет семьи. Но дети не должны быть предоставлены сами себе. Хорошо, если есть бабушки и дедушки, способные взять на себя часть проблем воспитания. А если их нет? Обязательно подумайте, чем будет заниматься ваш ребенок в часы, свободные от учебы и приготовления уроков. Спортивные секции (не забудьте сами пообщаться с тренером) не просто займут время, а помогут укрепить здоровье и разовьют двигательные навыки и умения. В доме детского творчества можно научиться шить, строить самолеты, писать стихи. Пусть у ребенка будет свобода выбора занятия, но он должен твердо знать: времени на безделье и скуку у него нет.

6. Берегите здоровье ребенка и свое, научитесь вместе с ним заниматься спортом, выезжать на отдых, ходить в походы. Какой восторг испытывает ребенок от обычной сосиски, зажаренной на костре, от раскрошившегося кусочка черного хлеба, который нашелся в пакете после возвращения из леса, где вы вместе собирали грибы. А день, проведенный в гараже вместе с отцом за ремонтом автомобиля, покажется мальчишке праздником более важным, чем катание в парке на самом «крутом» аттракционе. Только не пропустите момент, пока это ребенку интересно.
То же самое касается и привычки к домашним делам. Маленькому интересно самому мыть посуду, чистить картошку, печь с мамой пирог. И это тоже возможность разговаривать, рассказывать, слушать. Пропустили этот момент – «уберегли» ребенка, чтобы не пачкал руки, всё – помощника лишились навсегда.

7. Желание взрослых избежать разговоров с детьми на некоторые темы приучает их к мысли, что эти темы запретны. Уклончивая или искаженная информация вызывает у детей необоснованную тревогу. И в то же время не надо давать детям ту информацию, о которой они не спрашивают, с которой пока не могут справиться эмоционально, которую не готовы осмыслить. Лучший вариант – дать простые и прямые ответы на вопросы детей. Так что и самим родителям надо всесторонне развиваться – не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры, чтобы быть для детей примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.

8. Не оберегайте подростков излишне от семейных проблем, как психологических (даже если произошло несчастье, чья-то болезнь или уход из жизни, – это закаляет душу и делает ее более чуткой), так и материальных (это учит находить выход). Подростку необходимы положительные и отрицательные эмоции. Для успешного развития ребенка полезно изредка отказывать ему в чем-то, ограничивать его желания, тем самым подготавливая к преодолению подобных ситуаций в будущем. Именно умение справляться с неприятностями помогает подростку сформироваться как личности. Роль взрослого человека состоит прежде всего в том, чтобы помочь ребенку стать взрослым, то есть научить его противостоять действительности, а не убегать от нее. Отгораживая ребенка от реального мира, пусть даже с самыми благими намерениями, родители лишают его возможности приобрести жизненный опыт, найти свой путь.
Никогда не лгите ребенку, даже если это продиктовано лучшими убеждениями и заботой о его спокойствии и благополучии. Дети каким-то неведомым образом чувствуют ложь в любой форме. А тому, кто обманул раз-другой, доверия ждать уже не приходится.

9. Если вы уже успели наделать ошибок в воспитании, вам будет труднее, чем в начале пути. Но если в своем воспитаннике вы выявите хотя бы капельку хорошего и будете затем опираться на это хорошее в процессе воспитания, то получите ключ к его душе и достигнете хороших результатов.
Такие простые и емкие советы воспитателям можно встретить в старинных педагогических руководствах. Мудрые педагоги настойчиво ищут даже в плохо воспитанном человеке те положительные качества, опираясь на которые можно добиться устойчивых успехов в формировании всех других.

10. Если вы поняли, что были не правы, пренебрегали мнением сына или дочери в каких-либо важных для них вопросах, не бойтесь признаться в этом сначала себе, а потом и ребенку. И постарайтесь не повторять этой ошибки снова. Доверие потерять легко, а восстанавливать его долго и трудно.

свернуть

Зависимость от социальных сетей

31.03.2016
Чем они так опасны, ведь поддерживать связь со знакомыми – это хорошо? А вот в чём – через какое-то время социальные сети начинают заменять настоящее, живое общение, человек становится зависим от чьего-то мнения, одобрения своих действий. Как понять, что ваш ребенок оказался в сетях всемирной паутины?
развернуть

 

Признаки зависимости

  • Постоянно возникает навязчивая потребность просмотреть свои входящие сообщения, даже зная о том, что никто не должен был написать, вас всё равно тянет включить свой персональный компьютер, планшет или телефон и проверить это. А возможно вы вообще постоянно находитесь онлайн, даже на ночь не отключая интернет, чтобы не пропустить что-либо интересное.

 

  • Вы слишком много времени проводите у экрана своего компьютера, планшета или телефона, и каждый раз, заходя в социальную сеть, обещаете себе, что пробудете там лишь пару минут, а в итоге с ужасом обнаруживаете, что прошло полдня. Вас тянет десятки раз на дню просматривать страницы друзей, в надежде, что хоть кто-нибудь из них обновил информацию.
  • Вы испытываете острое желание регулярно обновлять статус на своей странице, обсуждать с друзьями каждый свой шаг, фотографировать себя везде и всюду, и чаще выкладывать новые снимки. Вам важно, сколько людей посетило вашу страницу в течение дня, и как они прокомментировали ваши обновления.
  • Всё общение с друзьями происходит в основном через социальную сеть, вы уже забыли, когда видели их в последний раз.
  • Игра в различные приложения является хорошей альтернативой другим повседневным делам, вас затягивает этот процесс, вам важно пройти больше уровней и повысить рейтинг.
  • Вы испытываете жуткое раздражение, если по какой-либо причине не можете попасть на свою страничку в социальной сети. Вы становитесь будто оторванным от внешнего мира. Всё это говорит о том, что вы определенно склонны к затяжной зависимости от сетевых ресурсов. Но, даже если вы обнаружили у себя все признаки – не стоит отчаиваться, у вас всегда есть время взять себя в руки, нужно только вовремя суметь сказать себе «Стоп!».

Что можно противопоставить такой зависимости

  • Прежде всего, ограничьте свое время пребывания в социальной сети, установите себе временные рамки. Лучше потратьте свободное время с пользой для себя, наверняка, у вас накопилась приличная масса незавершенных дел, которые вы всё время откладывали «на потом». Также отключить все уведомления социальной сети, приходящие на почту, так у вас будет меньше соблазна посетить свою страницу в незапланированное время.
  • Старайтесь почаще встречаться с друзьями лично, звоните им больше по телефону, приглашайте в гости, посетите вместе какое-нибудь уютное местечко, где можно хорошо провести время, и вы поймете, что это гораздо интересней, чем проводить свой вечер у монитора. Выберите для себя хотя бы один день недели, который вы непременно сможете посвящать живому общению.

Чаще проводите свое время на свежем воздухе, найдите себе интересное занятие, которое отвлечет вас (например, купите абонемент в спортивный клуб, физические нагрузки помогут не только держать себя в форме, но и быть всегда в хорошем расположении духа).

Замените чтение новостей в социальной сети чтением интересных книг, пополняйте свои знания.

Поймите, что реально только то, что происходит с вами здесь и сейчас, а не в виртуальном мире, сетевые ресурсы даже не заметят вашего исчезновения, зато вы увидите, насколько вам свободней и легче станет без них. Поверьте, что ваш придуманный мир никогда не заменит вам реального общения с людьми. И если так получилось, что у вас нет возможности часто общаться с друзьями, заведите себе домашнего питомца – и вам будет намного приятнее проводить время, ухаживая за ним.

свернуть

Если ребенок боится оставаться один.

31.03.2016

  (Почитайте малышу, если он боится оставаться один, тревожится, когда мама куда-то уходит)

Жила-была большая мама-Кенгуру. И однажды она стала самой счастливой Кенгуру на свете, потому что у нее родился маленький кенгуренок Кеня. Поначалу Кеня был очень слабеньким, и мама  носила его в своей сумочке на животе. Там, в этой маминой сумочке,Кене было очень уютно и совсем не страшно. Когда Кеня хотел пить, мама поила его вкусным молоком, а когда хотел поесть, мама-Кенгуру кормила его кашкой с ложечки. Потом Кеня засыпал , и мама могла в это время убираться в доме или готовить еду.

Но иногда маленький Кеня просыпался и не видел рядом мамы. Тогда он начинал очень громко плакать и кричать до тех пор, пока мама не приходила к нему и не клала его опять в свою сумочку. Однажды, когда Кеня вновь заплакал, мама попыталась положить его в свою сумочку; но в сумочке оказалось очень тесно и ножки Кени не помещались. Кеня испугался и заплакал еще сильнее: он очень боялся, что теперь мама уйдет и оставит его одного. Тогда Кеня изо всех сил сдался, поджал коленки и пролез в сумочку.

Вечером они с мамой пошли в гости. В гостях были еще дети, они играли и веселились, звали Кенгуреныша к себе, но он боялся уходить от мамы и поэтому, хотя ему и хотелось пойти поиграть со всеми, он все-таки просидел все время в маминой сумочке. Весь вечер к ним с мамой подходили взрослые дяди и тети и спрашивали, почему такой большой Кеня боится оставить маму и пойти играть с другими ребятами. Тогда Кеня совсем испугался и спрятался в сумочку так, что даже головы не было видно.

Днем за днем в маминой сумочке становилось все теснее и неудобнее. Кене очень хотелось побегать по зеленой полянке возле дома, построить куличики из песка, поиграть с соседскими мальчишками и девчонками, но так страшно было уходить от мамы, поэтому большая мама-Кенгуру не могла оставить Кеню и сидела с ним все время.

Однажды утром мама-Кенгуру ушла в магазин. Кеня проснулся, увидел, что он один, и заплакал. Так он плакал и плакал, а мама все не приходила.

Вдруг в окно Кеня увидел соседских мальчиков, которые играли в салки. Они бегали, догоняли друг друга и смеялись. Им было очень весело. Кеня перестал плакать и решил, что он тоже сможет сам, без мамы умыться, одеться и пойти к ребятам. Так он и сделал. Ребята с радостью приняли его к себе в игру, и он бегал и прыгал вместе со всеми.

А вскоре пришла мама и похвалила его, что он такой смелый и самостоятельный.

Теперь мама может каждое утро ходить на работу и в магазин – ведь Кеня уже совсем не боится оставаться один, без мамы. Он знает, что днем мама должна быть на работе, а вечером она обязательно придет домой, к своему любимому Кене.

http://psycabi.net/pritchi/431-esli-rebenok-boitsya-ostavatsya-odin-terapevticheskaya-pritcha-skazka

свернуть

15 заповедей воспитания счастливых детей

31.03.2016
 Предлагаем Вашему вниманию 15 заповедей воспитания ребенка в любви и родительской заботе.  
развернуть

«ПАПА, МАМА, ПОСЛУШАЙ…

Возможно твой ребенок хочет сказать тебе это, но не осмеливается:

  1. Не давай мне все, что я прошу у тебя. Иногда я прошу только для того, чтобы знать, до каких пор я могу брать.
  2. Не приказывай мне всегда. Если бы вместо приказаний  ты иногда попросил меня о чем-то, то я ты сделал это быстрее и с большим удовольствием.
  3. Не меняй так часто мнение о том, что я должен делать. Реши и придерживайся этого решения.
  4. Исполняй обещания, невзирая на то, хорошие они или плохие. Если обещал мне что-то разрешить – разреши; если наказать – накажи.
  5. Не сравнивай меня ни с кем, особенно с моим братом или сестрой. Если ты решишь, что я лучше всех, кто-то из них пострадает. Если решить, что я худший из всех, пострадаю я.
  6. Не исправляй мои ошибки в чьем-либо присутствии. Поправь меня, когда нет никого рядом.
  7. Не кричи на меня. Я меньше тебя уважаю, когда ты так поступаешь. В этом случае ты учишь меня тоже кричать, а я не хочу делать это.
  8. Дай мне самому себя оценить. Если ты все будешь делать за меня, я никогда ничему не научусь.
  9. Никогда не лги при мне. И не заставляй меня обманывать ради тебя, даже для того, чтобы выручить из сложной ситуации. Ты мне делаешь больно, и я теряю веру в то, что ты говоришь.
  10. Когда я делаю что-то плохое, не требуй от меня ответа, «почему» я это сделал. Иногда я и сам этого не знаю.
  11. Когда ты ошибаешься в чем-то, то умей признавать это. Мое уважение к тебе возрастет. Так ты и меня научишь признавать свои ошибки.
  12. Обращайся со мной так же сердечно и дружелюбно, как со своими друзьями. Мы – семья. А это не значит, что мы не можем быть друзьями.
  13. Не заставляй меня делать то, чего не делаешь сам. Я научусь, и даже без просьбы буду делать то, что делаешь ты. Но никогда не буду делать того, о чем ты говоришь, но сам не делаешь.
  14. Когда я говорю тебе о моих проблемах, не отвечай мне: «У меня нет времени на твои глупости» или «Это не важно». Постарайся понять меня и помочь.
  15. И люби меня. И говори мне об этом. Мне нравится слышать, когда ты мне говоришь, даже если ты считаешь это не очень важным.
свернуть

Подростки и родители

31.03.2016
Пожалуй, именно на переходный возраст приходится пик конфликтов между родителями и детьми. Иногда создается впечатление, что подростки и родители говорят на разных языках и даже не пробуют понять друг друга. Однако многих проблем в общении можно избежать, если правильно выстроить взаимоотношения родителей и подростков.
развернуть

Основная проблема заключается в том, что подростки и родители по-разному смотрят на статус подростка. Для родителей он все еще ребенок, которого нужно опекать, который должен их слушаться. Подросток же считает себя взрослым, стремится к независимости и самостоятельности.

Где же истина? Как всегда — где-то посередине. Разумеется, подростка нельзя назвать полностью взрослым. Однако он делает первые шаги к взрослению, поэтому вместо того чтобы давить его авторитетом, родители должны признать его право на собственное мнение. Даже если финальное решение в той или иной ситуации принимают родители, они должны выслушать ребенка.

Еще один камень преткновения подростков и родителей — это смена авторитетов. Если для дошкольников, детей младшего и среднего школьного возраста авторитетом являются взрослые (родители и учителя), то для подростка главным авторитетом становятся его сверстники, он начинает критичнее относиться к взрослым. Родители пытаются восстановить потерянный авторитет и давят на подростка, забывая о том, что уважение тоже нужно заслужить.

Могут ли подростки и родители найти общий язык? Разумеется, да, но для этого понадобятся усилия обеих сторон. Отношения подростков и родителей должны строиться на иных принципах, чем отношения родителей с детьми младшего возраста. Нужно постараться стать подростку другом, немного ослабить контроль. Пусть он сам поймет, что свобода предполагает ответственность.

Подросток учится быть взрослым, он начинает принимать собственные решения. Это естественный процесс, которому не следует мешать. Да, ребенок наверняка будет делать ошибки, и родителям будет тяжело смотреть на то, как он набивает шишки (фигурально выражаясь). Но без этого он никогда не научится быть самостоятельным.

Позволяйте ребенку принимать решения, даже если они кажутся вам неверными. То, что кажется верным вам, не обязательно будет верным для ребенка. Вспомните, как ваш малыш учился ходить. Если бы все время поддерживали его под ручки, он бы никогда не пошел сам. Гораздо эффективнее позволить ребенку делать первые шаги самостоятельно, но при этом всегда быть рядом, чтобы подхватить его, если он упадет.

Проявляйте интерес к жизни ребенка, дайте ему понять, что он вам не безразличен. Но при этом не нужно быть слишком навязчивыми: если он не хочет о чем-то говорить, не выпытывайте. Захочет — сам расскажет. А чтобы у него появилось желание вам рассказать, нужно создать в семье атмосферу доверия. Важно, чтобы ваш ребенок знал: что бы ни случилось, вы все равно будете его любить.

Строя отношения с подростком, очень важно соблюсти золотую середину. Нельзя заполнять собой все жизненное пространство ребенка, требуя от него отчитываться по каждому поводу. Однако не следует и полностью самоустраняться из жизни подростка, вообще не интересуясь его жизнью. Дайте ребенку понять, что он не обязан рассказывать вам все, что происходит в его жизни, но вы всегда его выслушаете, если он захочет чем-то с вами поделиться.

 

На самом деле, подростки и родители не такие уж разные. Просто им нужно найти в себе силы и постараться посмотреть на ситуацию глазами «второй стороны», научиться доверять друг другу, и тогда им удастся вместе преодолеть этот сложный период, называемый переходным возрастом.

свернуть

Все мы хотим вырастить сильных и здоровых детей, но иногда, сами того не желая, отбиваем у них охоту заниматься спортом.

30.03.2016

Все родители знают, что занятия спортом не только укрепляют здоровье ребенка, но и помогают развить у него такие черты характера, как целеустремленность, усидчивость, уверенность в собственных силах. Однако не всегда благие намерения родителей определить чадо в спортивную секцию совпадают с желанием ребенка.

развернуть

Все мы хотим вырастить сильных и здоровых детей, но иногда, сами того не желая, отбиваем у них охоту заниматься спортом.

Все родители знают, что занятия спортом не только укрепляют здоровье ребенка, но и помогают развить у него такие черты характера, как целеустремленность, усидчивость, уверенность в собственных силах. Однако не всегда благие намерения родителей определить чадо в спортивную секцию совпадают с желанием ребенка.


Пожалуйста, оставьте меня в покое!

Если ваш ребенок не проявляет к спорту никакого интереса и целыми днями сидит, уткнувшись в телевизор или компьютер, ему бесполезно читать нотации о том, что это вредно для здоровья и он вырастет хилым. Лучше покажите ему на собственном примере преимущества активного отдыха.

Начните с эмоционального воздействия на ребенка. Если, например, маленький домосед в очередной раз отвергнет предложение покататься вместе с вами на велосипеде или роликах, погонять во дворе мяч, не настаивайте на этом. Пусть сидит дома. Но когда вернетесь, обязательно поделитесь впечатлениями о том, как вы здорово и увлекательно провели время. Постарайтесь, чтобы ваш рассказ был эмоциональным и красочным. Не бойтесь преувеличений. Можно даже немножечко приврать. Ведь ваша цель - заинтересовать, привлечь внимание ребенка, а для этого хороши все средства.

В возрасте 10-12 лет мальчики и девочки начинают обращать внимание на свой внешний вид. Им хочется быть похожими на киноактеров и известных людей. Используйте эту возрастную особенность. И когда сын или дочь начнут восхищаться силой Шварценеггера или спортивной фигурой Деми Мур, объясните, что таких успехов артисты добились благодаря упорству и ежедневным физическим нагрузкам.

Если, несмотря на все усилия, вам не удается приобщить ребенка к спорту, попробуйте использовать тактику договора. Скажите ему: "Раз в неделю ты будешь ходить в бассейн, а по воскресеньям можешь играть в "стратегии".


Запретить - просто, постарайтесь понять!

Порой современные девочки-подростки выбирают те виды спорта, которыми традиционно занимаются мальчики: футбол, хоккей и даже бокс. Разумеется, можно понять недоумение родителей, когда нежный, очаровательный ангел стремится походить на мальчика. Однако специалисты не рекомендуют запрещать дочери заниматься тем, что ей нравится. Категоричным запретом вы отдалите ребенка от себя. 

Первое, что вам нужно сделать, - понять, почему девочке нравятся эти виды спорта. Причины могут быть различными: от проблем со сверстниками до желания обратить на себя внимание, доказать, что она не такая, как другие. Если вам не удастся самостоятельно разобраться с проблемой, обратитесь к профессиональному психологу. На первую встречу со специалистом приходите без ребенка, так как иногда причина кроется в самих родителях, а вернее, в их недостаточном внимании или чрезмерной требовательности.

Оставьте за ребенком право выбора

Иногда родители решают за ребенка, каким спортом ему лучше заниматься. При этом не задумываются, что невольно лишают маленького человека возможности раскрыть в полной мере дарованные ему природой таланты. Позвольте ему принимать решения без вашей помощи. Ведь ребенок занимается спортом не ради вас или престижа, а, прежде всего, для удовольствия. 

Кстати, умение делать самостоятельный выбор воспитывает в человеке чувство ответственности. Не беда, если ваше дитя не будет заниматься последовательно каким-то одним видом спорта. В этом возрасте он только ищет занятия по душе. А, как известно, находит тот, кто ищет.

свернуть